Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе» [14, с. 74-75].

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования [8].

Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности – совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

Естественно, что реализовываться данный подход должен как в начальной, так и в средней школе. Однако большинство школьных программ, используемых на современном этапе, создавались до появления компетентностного подхода. Поэтому большая часть работы по его внедрению в образовательный процесс ложится на педагогов общего и дополнительного образования, что не всегда бывает эффективным в силу разнообразных причин.

Таким образом, проблема проводимого исследования

состоит в поиске эффективных путей формирования ключевых компетентностей школьников на уровне уроков математики.

Целью работы

является анализ теоретических обоснований и разработка методических рекомендаций по составлению и использованию текстовых арифметических задач для формирования ключевых компетентностей школьников на уроках математики.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи

:

1) выявить возможности компетентностного подхода при обучении математике и пути его реализации на уроках математики;

2) найти и обозначить критерии компетентностного подхода на предметном уровне – уровне урока математики;

3) выявить пути диагностики компетентности ученика в выбранной предметной области;

4) разработать методические рекомендации по составлению и использованию задач для формирования ключевых компетентностей школьников на уроках математики;

5) реализовать выделенные приёмы в практике обучения математике.

Для решения задач использованы следующие методы исследования

:

1) изучение и анализ психолого-педагогической и математико-методической литературы по теме исследования;

2) выделение конкретных приемов работы с текстовой задачей;

3) реализация выделенных приемов в практике обучения школьников.

Практическая значимость

работы состоит в том, что методические рекомендации могут быть использованы студентами и преподавателями при подготовке к урокам и факультативным занятиям по математике.

В качестве опытно-экспериментальной базы

используется работа с учениками 5-б класса МОУ СОШ № 51 города Кирова. Результатом работы является проверка разработанной методики через диагностику компетенций учеников на начальном уровне и после проведения серии уроков.

Основная часть работы состоит из введения, трех глав и заключения. Библиографический список содержит 22 источника, включая электронные ресурсы и ресурсы сети Интернет. Работа также содержит приложение, в котором приведен бланк заданий для оценки уровня развития компетенций учащихся.

Первая глава отражает теоретические аспекты компетентностного подхода. Здесь рассматриваются понятия компетентности и компетенции, взгляды на реализацию компетентностного подхода в школе. Кроме того, представлены различные классификации ключевых компетенций, а также содержание ключевых образовательных компетенций по А. В. Хуторскому, которое берется за основу в дальнейшем.

Вторая глава работы посвящена реализации компетентностного подхода в школе. В ней детализируется классификация ключевых образовательных компетенций А. В. Хуторского относительно курса математики в школе, предложены конкретные приёмы реализации компетентностного подхода на разных этапах урока математики при решении арифметических задач разного вида, а также предложены варианты диагностирования предметных образовательных компетенций.

В третьей главе представлены описание и результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной с опорой на разработанную методику.