Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя о картине «Золотая осень» И.С. Остроухова.
Илья Семенович Остроухов принадлежит к замечательному поколению русских художников второй половины Х1Х века. Он был видным живописцем. Важной стороной его деятельности является многолетнее руководство Третьяковской галереей. С 1905 по 1913 гг. в постоянной экспозиции Третьяковской галереи находится произведение художника «Золотая осень».
Картина по своему характеру представляет лесной или парковый пейзаж. В густой траве справа стоят два больших дерева. Золотая листва, среди которой выделяются широкие оранжевые листья клена, свешивается до земли. Навстречу ей из травы поднимаются многочисленные уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней – группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами. Богатейшая гамма золотисто-оранжевых тонов листвы контрастирует с темной сочной травой. Прозрачное кружево листвы передано без лишней детализации, но за каждым пятном чувствуется точная форма листа и ветки. Пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть дыхание жизни.
2. Беседа о красоте осенних листьев. Рассматривание букетов из осенних листьев, гербария. Проникнуться настроением осеннего пейзажа помогает музыка, стихи.
3. Чтение стихотворений об осени.
Дети читают стихи, написанные на карточках.
Карточка 1
Кружат листья над. дорожкой,
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идем, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной. А. Блонский
Карточка 2
Меж редеющих верхушек И, хвостом мелькая, белка
Показалась синева. Легкий делает прыжок.
Зашумела у опушек Стала ель в лесу заметней,
Ярко-желтая листва. Бережет густую тень.
Птиц не слышно. Треснет мелкий Подосиновик последний
Обломившийся сучок, Сдвинул шапку набекрень.
А. Твардовский
Карточка 3
В картинах российской осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом, и сердцем. Прозрачные дали. Чиста и прозрачна вода в озерах. Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. Все устоялось и замерло для того, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде. Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля.
4. Отгадывание загадок.
Его из леса ветер гонит,
И, как на крыльях, он летит.
И сам он в речке не утонет,
И в ней воды не замутит.
Уносит осенью поток
Опавший желтенький….
Падают с ветки
Золотые монетки.
5. Разгадывание ребуса.
6. Сообщение темы и цели урока.
7. Рассматривание образца.
8. Показ способов работы.
Учитель. Все детали бабочки делают из определенного природного материала: для туловища используют желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие и большие листья любого дерева, что даст возможность изготовить бабочки с крыльями различной формы и окраски, но при этом следует соизмерять величину желудя и крыльев. Уложив листья в виде крыльев бабочки, их плотно сжимают у основания и присоединяют к туловищу, для чего на боковые края желудя накладывают тонкий слой пластилина или клея. Голову бабочки делают из ягоды шиповника. В нее вставляют усики из веток и соединяют с туловищем.
Если для крыльев бабочки будут подобраны листья с разных деревьев, бабочки получатся разные, и можно будет все поделки учеников объединить в коллективную работу под названием «Хоровод бабочек» или
1) Повторение способов работы.
2) Самостоятельное выполнение работы:
– Точками обозначают место детали аппликации.
– Снимают деталь аппликации.
– Смазывают деталь ровным тонким слоем клея.