Количество объектов, их характер, порядок расположения, логика раскрытия содержания - все это определяется задачами, стоящими перед каждой конкретной таблицей может создавать "синтетический образ изучаемой темы".
Бывают таблицы и иного характера, например, такие, которые в основном содержат документальные изображения - фотографии, в том числе портреты, карикатуры. Подобные пособия представляют интерес особенно для учащихся старших классов, в этом возрасте школьники начинают высоко ценить подлинность источников информации, которые придают особую достоверность изучаемому историческому материалу. Таблицы, как тип пособия составляют большую часть "Раздаточного материала по истории средних веков", предназначенного для индивидуальной работы учащихся раздаточный материал служит преимущественно для повторения обобщения.
Карточки-таблицы здесь можно разделить на две группы, различающиеся между собой как отбором и компоновкой изобразительного материала, так и характеристикой вопросов и заданий. Карточки-таблицы одной группы содержат однородный изобразительный материал, суть вопросов и заданий заключается в том, чтобы, анализируя однородные изображения (рисунки, отражающие трудовую деятельность людей), учащиеся могли выявить черты сходства между ними. Там, где речь идет о средневековой технике школьникам предлагается сопоставить изображенные объекты и выявить более прогрессивный характер одного из них по сравнению с другими объектами, какие преимущества имела соха по сравнению с мотыгой? Какой из водяных двигателей был более совершенным? Почему? Помимо таких заданий, в карточках, посвященных военной технике учащиеся должны еще установить порядок использования военных машин или сгруппировать предметы вооружения по определенному признаку: какие две группы оружия ты здесь можешь выделить? Где, в каких условиях применялось то и другое оружие?
Однородный изобразительный материал помещен и на карточках-таблицах, которые дают обобщенное представление о структуре средневекового общества.
Карточки-таблицы второй группы содержат изображения по характеру разнородные, например картину и картосхему. Здесь показаны фрагмент плана поместья в период огораживания (видно, как ломают домик крестьянина, а его самого гонят прочь) и картина, отражающая восстание под предводительством Роберта Кета. Налицо причинно-следственные связи - именно их должны установить школьники, работая с этой таблицей: определи, эпизод, какого события здесь изображен? Как с ним связано содержание схематического рисунка?
Преимущества таблицы, созданной на печатной основе, очевидны. Наибольшую пользу она принесет в том случае, когда будет находиться перед глазами длительное время. Ведь, чтобы соотнести, друг с другом все ее компоненты, установить между ними связи, выявить основные идеи, часто требуется долго и пристально изучать это средство наглядности.
Чтобы рассматривать события, явления наиболее полно, в развитии, оценивать их с разных точек зрения, печатные пособия приходится использовать комплексно, в различных сочетаниях, среди которых могут быть такие, как "картина - картина", "карта- карта", "аппликации - карта", "таблица - картина"
Кроме письменного и устного опроса на уроке, в распоряжении учителя имеются и другие пути, и источники учета и оценки знаний. Сюда относятся оценки за выполнение домашних работ (составление плана, решение познавательной задачи и пр.), за разовые поручения (доклад или сообщение на уроке, на классном собрании, для населения и т. п.), за рецензирование ответа товарища, за состояние тетради, за отчет об учебной экскурсии или оформление материалов экскурсии, за работу на уроке и т.д.
ПЕРФОКАРТА
В последние годы в преподавании ряда школьных предметов применяются различные так называемые рациональные формы опроса. В обучении истории эти приемы проверки знаний не получили сколько-нибудь широкого распространения, а опыт их применения недостаточно освещается и пропагандируется в методической литературе.
Небольшая экспериментальная работа, проведенная нами в 1969/70 учебном году совместно с учителями г. Тулы, позволяет сделать вывод о более широких возможностях применения перфокарт в письменном опросе по истории.
Несколько слов о технической стороне дела. Она довольно проста и доступна каждому учителю. Необходим комплект перфокарт по числу учащихся в классе. Для изготовления используется плотный картон формата школьной тетради, но на 1-7г см поуже. С помощью стамески с шириной лезвия 1 см на горизонтально лежащей перфокарте вырезается 25 прямоугольных отверстий, по 5 в каждом горизонтальном ряду. Вертикальные ряды нумеруются римскими, а горизонтальные - перфокарты могут служить годами. При наложении перфокарты на горизонтально расположенный лист из школьной тетради над верхним краем перфокарты остается узкая кромка листа, на которой учащиеся пишут свои фамилии, номер класса, номер задания. Вот как выглядит перфокартам с подложенным под нее листком бумаги (прил).