I - Германия; II-Англия; III-Франция; IV - США.
1. Указать политический строй данного государства: республики - "р", монархия - "м".
2. Указать дату образования социалистической партии в каждой из стран.
3. Указать в соответствующем ряду, против кого воевало данное государство в указанные годы: а) 1899-1902; б) 1870-1871; в) 1398.
4. Указать дату вступления данной страны в международный союз - Антанту или Тройственный союз, обозначив буквой "А" или "Т".
5. Указать особенности империализма в различных странах (сокращенно: колониальный - "кл" и т. д.)
На ответы ученики затратили 7-8 минут, проверка работ в каждом из классов заняла 15 минут.
Таким образом, задание имело комбинированный характер (сочетание вопросов по экономике, политическому строю, внешней политике и рабочему движению) с целью проверить усвоение старшеклассниками основных фактов и дат.)
Более 40% учащихся 9 "б" класса и 66% 9 "а" написали работу на 4 и 5, несмотря на жесткое условие: наличие хотя бы одной грубой ошибки в ответах на вопрос об особенностях империализма, о политическом строе или двух-трех ошибок по хронологии лишало права на хорошую отметку,
Работа с перфокартами может быть организована и а связи с проведением тематического сквозного повторения по материалу из различных тем курса истории 9 классе или по материалу итоговой повторительной работы при подготовке десятиклассников к экзамену на аттестат зрелости.
Разумеется, опрос с помощью перфокарт не обеспечивает исчерпывающей проверки знаний. Некоторые стороны содержания темы, в частности вопросы теоретические, выводы и обобщения, понимание связи между явлениями, как правило остаются неохваченными. Тем не менее он полностью оправдывает себя, обладая рядом преимуществ.
Прежде всего, опрос с перфокартами (как, впрочем, и другие способы письменного опроса) дает возможность проверить знание определенного материала всеми учащимися класса. Но, в отличие от обычной письменной работы он помогает выявить значительно больше вопросов и запрограммировать предельно точные и определенные ответы, в содержании которых легко выявляется степень знания или незнания.
Далее, применение перфокарт, как мы убедились, экономит время, затраты которого на проведение контрольной работы измеряются буквально минутами. А это позволяет учителю усилить контроль над учащимися, что, как известно, является одним из существенных стимулов их систематической работы над усвоением текущего материала.
Еще больше экономится время, затрачиваемое учителем на проверку и анализ работ учащихся. Проверка в этом случае по существу механизируется; вместе с тем необычайно облегчается объективный качественный и количественный анализ ошибок учеников. Наконец, сокращая с помощью перфокарт время на проверку усвоения массой учащихся чисто фактических сведений и хронологических данных, учитель тем самым может уделять больше времени на проверку усвоения теоретического материала, понимания причинных связей и закономерностей, умения аргументировать, делать выводы и обобщать.
Помимо использования перфокарт, в практике преподавания Применяются и другие средства и приемы "рациональной" организации опроса. Среди них следует отметить так называемый Цифровой диктант. Его проводят не только в старших, но и в младших классах, например в 5 - в связи с повторением рад. дела "Древний Восток" с целью проверки и закрепления знаний учащихся о культуре древнего Египта, Китая, Индии, Месопотамии.
Перечень этих стран с порядковыми номерами раздаем учащимся (или пишем на доске), а вопросы диктуем (или раздаем карточки, где они записаны заранее):
1. Письменность какой из стран древнего Востока была наиболее легкой для изучения?
2. В какой стране писали клинописью?
3. Где писали иероглифами на бамбуковых дощечках?
4. При раскопках какой древней страны была обнаружена "глиняная библиотека"? И т. д.
Всего 13 вопросов, объединенных общей тематикой и дающих возможность всесторонней проверки конкретных представлений учащихся о культуре древнего Востока.
Возражения может вызвать содержание вопросов, имеющих несколько случайный и разрозненный характер, напоминающий скорее викторину, а не целенаправленную проверку знаний. Но самый принцип "цифрового диктанта" заслуживает внимания. Наиболее существенным его признаком является программирование ответов в предельно краткой форме.
Своеобразным приемом проверки является цифровой диктант по контурной, карте. Учащимся раздаются контурные карты русских княжеств в XIII в., на которых порядковыми номерами обозначены княжества Галицкое (1), Волынское (2), Киевское (3), Переяславское (4), Черниговское (5), Смоленское (6), Владимиро-Суздальское (7), Новгородская земля (8). Учитель читает, названия этих княжеств, но в иной последовательности. В ходе диктанта учащиеся VII класса находят называемое княжество и на особом листке отмечают номер, под которым оно значился на карте. Так, если первыми названы Киевское, Галицкое и Владимиро-Суздальское княжества, начало ответа представляв! собой ряд цифр: 3, 1, 7 .