Некоторые действия в Word, в том числе и по форматированию, вообще лучше отложить при первом изучении. Концентрическое изучение такой сложной программы способствует как скорейшему появлению минимально необходимого набора практических навыков, так и в случае нехватки времени на более полное изучение позволяет вовсе исключить необязательный материал. К примеру, при изучении форматирования такие действия, как копирование формата, обрамление и заполнение абзаца, создание списка-перечисления абзацев и ряд других, лучше отнести на второй концентр обучения либо на самостоятельное изучение. После того как учащиеся освоят минимально необходимый для создания документа набор действий и поймут саму логику организации программы, остальные действия осваивается гораздо легче.
Освоив форматирование, занимаются оформлением страниц документа. Осваивают следующие операции: разметка страниц, вставка номеров, вставка разрывов. Вставку сносок и колонтитулов при первом подходе можно опустить.
Для проведения уроков по редактированию удобно предварительно, до урока, создать на диске несколько текстов в произвольном формате и заготовить несколько шаблонов — образцов форматов, под которые учащиеся должны самостоятельно подвести эти тексты.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
· в чем заключается редактирование документа;
· основные операции по редактированию документа.
Учащиеся должны уметь:
· отредактировать по предложенному учителем шаблону текста размером в 2-3 страницы.
Тема «Вставка таблиц».
На первом этапе изучения достаточно освоить один из способов создания таблиц — например, с помощью меню таблица/ вставить/ таблица (Word 2003).
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся домны уметь:
· создать таблицу, содержащую заданное число строк и столбцов;
· перемещаться по таблице;
· устанавливать ширину столбца;
· заполнять таблицу текстом;
· создавать желаемое обрамление и заливку ячеек таблицы;
· удалять таблицу.
Тема «Рисунки в Word — вставка и создание».
B Word возможна как вставка в документ готовых рисунков, хранящихся в специальных библиотеках, так и создание собственных рисунков с помощью специального набора инструментов. При первом подходе к изучению Word рекомендуют ограничиться готовыми рисунками. Кроме того, возможна вставка рисунков, созданных другими программами — графическими редакторами.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
· вставлять в текст рисунки из подкаталога CLIPART с помощью меню вставка/рисунок;
· вставлять в текст ссылку на файл-рисунок;
· перемещать рисунок по тексту;
· масштабировать рисунок.
Тема «Дополнительные возможности Word».
Word располагает многими дополнительными возможностями. Их целесообразно отнести ко второму концентру изучения. Среди них надо отметить, в первую очередь, следующие:
· проверку правописания;
· организацию переноса слов;
· создание рисунков с помощью встроенных инструментов;
· вставку специальных символов;
· вставку математических формул.
Указанные возможности не исчерпывают всего того, что может Word, однако стремление изучить «все» вряд ли целесообразно. Даже опытные пользователи порой открывают в этой программе новые возможности и осваивают их по мере необходимости.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
· понимать сообщения редактора о потенциальных ошибках, появляющиеся при наборе текста;
· запускать процедуру проверки орфографии участка текста или всего документа;
· устанавливать режим автоматического переноса текста;
· создавать простые рисунки с надписями, группировать их элементы;
· вставлять специальные символы из различных библиотек;
· вставлять в текст математические формулы (уровня тех, которые есть в школьном курсе математики).
Тема «Элементы издательского дела с использованием Word».
Эта тема вовсе не является обязательной для школьного курса по информатике. Ее изучение может быть оправдано, скорее всего, в рамках дополнительного спецкурса, преследующего цели предпрофессиональной подготовки по издательскому делу.