Тема «Текстовый процессор Word, основные функции».
Начать изучение данной темы целесообразно с рассказа о том, что представляет собой обработка текстовой информации, предназначенной как для личных, так и для деловых целей. Учащиеся, как правило, не представляют себе всего многообразия задач в этой сфере; в итоге лекции должно быть сформировано представление о том, что эта деятельность весьма многопланова и непроста.
«Текстовый процессор Microsoft Word обладает широкими возможностями для ввода, форматирования и редактирования текста, позволяет вставить в него таблицы и иллюстрации. Кроме того, он предусматривает ряд специальных операций, в числе которых можно упомянуть многоколоночный набор, нумерацию страниц, вставку колонтитулов, формирование списков, вставку сносок, создание оглавлений»[3;79].
Следует также ввести (или напомнить) основную терминологию, связанную с текстами: символ, слово, строка, предложение, абзац, шрифт, кегль, интерлиньяж, колонтитул и т.д.
«Полезна общая характеристика текстового процессора Word, к элементам которой учащиеся будут неоднократно возвращаться в ходе изучения. Кроме того, необходимо напомнить, что Word, работая в среде Windows, позволяет совершать обмен данными между Windows-приложениями. Для многих учащихся будет неожиданной информация о том, что Word позволяет набирать сложные математические выражения и химические формулы, строить рисунки. Наконец, современный Word — полноценная издательская система; о назначении этого класса программ также целесообразно рассказать на лекции»[7;562].
Далее переходят к описанию основных функций Word. C этого момента существенно определиться, на какую версию программы вы опираетесь. Разумеется, желательна наиболее современная и в тоже время широко распространенная из версий; в настоящее время это, скорее всего Word 2003. Конечно, подавляющая часть материала этого спецкурса инвариантна относительно того, используется ли на практических занятиях Word 2003 или, скажем, Word 2007, но интерфейс этих программ несколько отличается.
Изучение основных функций Word включает следующие вопросы:
· запуск программы и выход из нее;
· загрузка документа в файл и сохранение его в файле,
· многооконность и переход в другие окна;
· функции горизонтального меню (общий обзор);
· панель инструментов и назначение наиболее часто используемых инструментов стандартной панели и панели форматирования;
· режимы отображения документа на экране, задание масштаба;
· ввод текста.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
· какое место занимает текстовый процессор Word среди программ обработки текстов;
· общие характеристики программы;
· смысл обозначений (текстовые меню, пиктограммы) в стандартном окне Word.
Учащиеся должны уметь:
· запускать программу Word и выходить из нее;
· загружать документ с диска для обработки в Word и сохранять его на диске, создавать бумажную копию;
· загружать несколько документов в разные окна;
· вводить простой текст, разбитый на абзацы, с клавиатуры.
Тема «Редактирование документов в Word».
Перечислите те операции, которые необходимо освоить для овладения навыками редактирования документов:
· перемещение по тексту с помощью клавиатуры, перемещение на абзац, перемещение путем установки текстового курсора в нужное положение мышью, с помощью команды меню правка/ перейти;
· выделение элементов текста (отдельных слов, предложений, группы строк, абзаца, всего текста);
· удаление элементов документа;
· перемещение фрагментов документа;
· копирование фрагментов документа;
· поиск и замена фрагментов документа;
· форматирование предложений и абзацев.
Для того чтобы учащиеся не испытывали проблем с неизбежной порчей документа в процессе изучения указанных выше операций, следует приготовить заранее текст на диске и в процессе тренировки либо не сохранять исправленный текст, либо сохранять его под другим именем.
Далее занимаются освоением форматирования символов, произвольных групп символов и абзацев.
Сделайте замечание общего характера: и эти, и многие другие операции в Word можно выполнять не одним способом. Однако опыт показывает, что пусть лучше учащиеся освоят один из способов (до появления устойчивых навыков), а лишь потом берутся за другие.