Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным);
Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
Фонематические представления у детей формируются в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления – способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе. Неоценимую роль в становлении константных фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.
По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью в начальном периоде занятий отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает (П, М, Н, Ф, Т, К…). Перечень таких согласных может быть расширен педагогом с учетом состояния звукопроизношения учеников. На этой стадии работы не следует давать подробную характеристику артикулемы, достаточно фиксировать внимание детей на наиболее выразительных, характерных ее признаках. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводится с опорой на громкое проговаривание, а при необходимости – и акцентированное произнесение искомого звука. В дальнейшем эти операции звукового анализа выполняются при обычном произнесении слов, а затем переводятся во внутренний план, то есть выполняются молча.
Остановимся на слогах как особом виде речевого материала, так как зачастую работе со слогами при дифференциации (да и автоматизации) звуков не уделяется должного внимания: нередко после рассмотрения изолированных звуков переходят к различению их в словах, фразах, тексте – на одном занятии. В результате этого дети не могут овладеть необходимыми навыками и продолжают смешивать в письме рассмотренные буквы уже после изучения темы. Дифференциацию смешиваемых звуков в слогах следует проводить в полном объеме – в разнообразных позиционных условиях. Только тогда ученики справятся с их дифференциацией в словах любой сложности. Например, основные варианты слоговых таблиц для рассмотрения каждой пары смешиваемых букв могут выглядеть таким образом:
Работа со слогами предполагает следующие упражнения:
восприятие на слух;
отраженное воспроизведение;
чтение таблиц: а) последовательно; б) вразбивку;
запись слогов под диктовку.
При составлении слоговых таблиц следует учитывать особенности конкретных звуков. Так, для звонких согласных исключаются обратные слоги (типа аж).
Каждую фонетическую тему по дифференциации смешиваемых звуков мы связываем с грамматическими темами в чисто практическом плане. Дети упражняются в образовании новых слов различных частей речи префиксальным и суффиксальным способом – по образцу (в том числе и сравнительной степени наречий и прилагательных), наблюдают чередование согласных в корнях слов и тому подобное. Все это расширяет языковой опыт учащихся, пропедевтически подготавливает их к изучению последующих грамматических тем, способствует усвоению ряда непродуктивных форм, особенно затрудняющих детей.
Необходимым условием успешной дифференциации смешиваемых фонем в письменной речи является предварительное устранение замен и смешений звуков в речи устной.
Дифференциацию в письменной речи согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проводят на речевом материале, включающем одновременно и твердые, и мягкие варианты фонем: если качественно проработана с учениками тема «Способы обозначения мягкости согласных на письме», то нет необходимости в раздельной дифференциации твердых и мягких вариантов звука. Лишь для примера приведем раздельно различение парных Д-Т и Д-`Т`.
Для преодоления сниженной речевой активности детей, замедленности их речевых реакций полезно использовать двигательные реакции, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма и т. п.).
На любом этапе коррекционной работы решаются задачи организации деятельности детей, расширения объема всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи.