С целью социальной защиты выпускников общеобразовательных учреждений в старших классах в рамках образовательной области «Технология» может осуществляться профессиональная подготовка, что особенно актуально дпя учащихся сельских общеобразовательных учреждений. Согласованная с потребностями регионального рынка труда, она обеспечит последующую трудовую занятость молодежи и уменьшит социальную напряженность.
Изменяющееся содержание обучения по образовательной области «Технология» требует разработки обновленного учебно-методического обеспечения, учитывающего вариативность программ, уровневую и профильную дифференциацию, практико-ориентированную направленность материала, сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, в том числе и проектной. Преподавание технологии должно осуществляться на базе имеющихся или создаваемых вновь учебных кабинетов и мастерских. Однако, пока финансовые возможности не позволяют создавать и поддерживать во всех общеобразовательных учреждениях необходимую для обучения технологии учебно-материальную базу, целесообразна концентрация ее в межшкольных учебных комбинатах, которые должны получить свое дальнейшее развитие. Здесь могут получать технологическую подготовку учащиеся, начиная с 5-го класса.
В ситуации ограниченных материальных возможностей системы общего образования обучение технологии может проводиться также и на базе учреждений начального профессионального образования, профессиональных колледжей, вузов, учебных центров службы занятости населения, учебных комбинатов предприятий, мастерских народных умельцев. Для сельских школ учебной базой могут служить опытные участки, теплицы, учебные фермы и лесничества, станы ученических производственных бригад.
Российский и международный опыт показывает, что подготовка учащихся к жизни и трудовой деятельности невозможна без связи школы и производства, без привлечения к работе с учащимися служб занятости населения, без помощи других государственных и общественных организаций. Соответственно, эти связи надо восстанавливать и развивать на взаимовыгодной основе.
Становление образовательной области «Технология», качество подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности в значительной мере определяются квалификацией педагогических кадров. Требует уточнения профессиональная характеристика преподавателя технологии с учетом целей, сущности и перспектив всей технологической подготовки учащихся в системе общега среднего образования. Соответственно должны быть внесены изменения в содержание вузовской подготовки и в тематику повышения квалификации учителей технологии. Аспекты технологической ориентации содержания и методики реализации общего образования должны найти отражение не только в переподготовке учителей технологии, но и других учителей-предметников.
Следует сказать и о том, что в последние годы проделана определенная работа по разностороннему обеспечению внедрения технологии в общеобразовательных учреждениях.
Департаментом общего среднего образования МО РФ подготовлены и опубпикованы программно-методические материалы, определяющие обязательное минимальное содержание образования по образовательной области «Технология» в начальной, основной и средней (полной) школе (1-4-е; 5-9-е; 10-11-е классы) (приказы МО РФ №1235,1236 от 19.05.98; №56 от 30.06.99). В этих документах определен федеральный компонент содержания технологического образования, призванный обеспечить единство образовательного пространства в Российской Федерации, возможность его продолжения в условиях смены школы, вида или типа образовательного учреждения.
Опубликованы примерные программы по «Технологии» для городских и сельских школ, материалы итоговой аттестации школьников 9-х и 11-х классов, ряд учебников, пособий, дидактических и методических материалов, методическое письмо «Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»», подготовлены тестовые задания. Постановлением Правительства РФ №1437 от 30 декабря 1999 г. утверждено Типовое положение о межшкольном учебном комбинате .
Для определения путей выхода из кризиса необходимо обратиться к целям технологической подготовки школьников. В соответствии с положениями государственного образовательного стандарта и других нормативных документов в качестве целей обучения технологии определены подготовка школьников к труду и последующему получению профессии, что согласуется с важнейшими принципами культуросообразности и природосообразности обучения подрастающего поколения.