Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест.
При утверждении феодальных отношений морально-этические нормы приобретают классовый характер. Господствующий класс относился к труду, особенно физическому, все с большим презрением, рассматривая его как удел простого народа. Однако труд оставался жизненной потребностью для большинства населения, что вызывало необходимость формировать у молодого поколения положительное отношение к труду, определенную сумму практических умений, трудолюбие. Осуществлялся этот процесс в основном в семье и дал основу народной педагогической мысли. Народная педагогика мудро рассматривала труд и трудовое воспитание не только как необходимое условие подготовки к практической деятельности, но и как средство общего физического и духовного развития молодого поколения. Именно из этого времени к нам пришли поговорки, пословицы и т.п., где теме труда отводится важное место [10, с.36-37].
У восточных славян передача профессиональных навыков и умений пошла по пути "братчин" - товариществ, объединяющих людей одной профессии. Здесь готовили молодежь к определенному ремеслу. Кстати, такая же "цеховая" система была и в западных странах. Ее существование протянулось с IV до XVIII в. и исторически отразилось в названиях кварталов городов. Торгово-ремесленные поселения-слободы вырастали вокруг городов, которых в России в середине XVII в. уже насчитывалось 254. Переход к мануфактурному периоду вызвал появление крупных предприятий с новой организацией труда, с механизмами, работавшими на водной энергии. Эти объективные процессы вызвали необходимость кроме трудового воспитания давать молодым людям элементарные общеобразовательные и профессиональные знания, умения и навыки. Для постройки церквей и зданий требовались знания геометрии, математики, умения изготовить строительный кирпич, раствор, известковый грунт для настенной живописи, знание приемов строительной техники. В кузнечном деле, в литье пушек, судостроении и текстильном производстве - везде необходимы были грамотные, трудолюбивые люди, знакомые с различными мастерствами.
Наиболее кардинальные усилия в этом направлении предпринял Петр I, проведший важные реформы в области просвещения и культуры. Была сделана попытка широкого распространения грамотности (и не только среди господствующих классов), открыты цифирные школы, значительно выросло книгопечатание. В этих условиях роль трудового воспитания в семье как первоначального непременного условия подготовки к жизни вышла за рамки лишь семейных интересов. Возникла необходимость давать элементарную профессиональную подготовку младшему техническому персоналу и квалифицированным рабочим, не говоря уже об инженерах, моряках, строителях, военных, учителях, картографах и других специалистах.
Первая в России - созданная по велению Петра I в 1701 г. в Москве - школа математических и навигационных наук была практически первой в Европе реальной школой, из которой выходили специалисты широкого профиля. Да и открытые чуть позже артиллерийская и инженерные школы стали готовить кадры не только для армии и флота, но и для промышленного производства.
В становлении образования (и это прослеживается на протяжении всей истории человечества) всегда важную роль играли замечательные люди. Именно талантливые, умные, понимающие практическую необходимость организации "для государева интереса" систематического обучения молодежи, деятельные личности закладывали фундамент нынешней системы трудовой подготовки. Имена Виллима Ивановича Геннина (1676-1750) и Василия Никитича Татищева (1686-1750) накрепко связаны в истории России не только со становлением промышленности Урала, но и с созданием и разработкой системы трудового и профессионального образования. Новый тип школ - так называемые горно-заводские, где изучались черчение и механика, токарное, столярное, гранильное, паяльное и пробирное искусства, - перебросили мост через века к современным учебным заведениям.
Дворянин Татищев считал, что надо учить и детей крестьян (как мальчиков, так и девочек): до 10 лет - чтению и письму, а с 10 до 15 лет - различным ремеслам. Его инструкции по организации, содержанию, методам обучения и воспитания, требования к учителям абсолютно вписываются в современные подходы. Этот фактически один из первых дидактов и методистов общего первоначального и профессионального обучения уже тогда продумал критерии, ценность которых непреходяща. Процитируем лишь один пункт из его "Учреждения, коим порядком учителя русских школ имеют поступать", для лучшего восприятия приведя текст в современной транскрипции: "Учитель есть человек, который детей читать и писать или иным наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. И в этом он как отец им общий вместо многих родителей. Он должен по совести не только в их учении, но и во всех делах, обхождениях и поступках твердое и прилежное надзирание иметь, как отец к своим детям. И им без лени и проволочки все ясно и внятно лучшим образом и убедительно показывать. А так как известно, что дети смотрят на образ жизни старших и прилежно ему следуют, того ради должен учитель быть благоразумен, кроток, трезв, не пьяница, не буян, не блудник, не вороват, не лжив, от всякого зла и неприличных поступков отдален, чтобы своей доброй и честной жизнью являться образцом для своих учеников. В противном случае не только перед судом Божьим, но и его высочества судом за всякое преступление и проступок отвечать должен" [10, с.38].