Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия.
На современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Часто используется и словосочетание "прием обучения". Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода. Например, метод работы учащегося с книгой включает в себя следующие приемы: конспектирование, составление плана, цитирование, написание глоссария, составление схемы. Отдельные приемы могут входить в состав разных методов; один и тот же способ может выступать и как прием, и как самостоятельный метод. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Но если оно используется эпизодически в ходе практической работы, оно переходит в категорию приемов.
Поскольку ученые еще не пришли к единому пониманию самого понятия "метод", вполне естественно, что нет и единой классификации. Познакомимся с важнейшими подходами.
Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся, разделив все методы на пассивные и активные. К пассивным он отнес те методы, при которых ученики только слушают и смотрят, а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся.
М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разработали классификацию по уровню включения в творческую деятельность, выделив следующие методы:1. информационно-рецептивный - учитель сообщает готовую информацию, а ученики ее воспринимают и запоминают;2. репродуктивный - ученики работают по определенному алгоритму;3. проблемного изложения изучаемого материала - учитель ставит проблему и показывает путь ее решения;4. эвристический - учитель расчленяет проблему на части, а учащиеся осуществляют поиск их решения;5. исследовательский - учащиеся полностью самостоятельно решают проблему.
Е.И. Перовскому и Д.О. Лордкипанидзе принадлежит популярная классификация по источникам получения знаний. Согласно этой классификации, методы бывают:
1. словесными;
2. наглядными;
3. практическими.
Наиболее практичной признана разработанная Ю.К. Бабанским организационная классификация, выделяющая:
1. методы организации учебно-познавательной деятельности;
2. методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
3. методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Наиболее крупной является группа методов организации учебно-познавательной деятельности. К ней относятся:1 Методы получения новых знаний:
· вербальные методы:
- рассказ;- объяснение;- лекция;- беседа.
· наглядные методы: