Как и всякий вид деятельности, труд учителя требует предварительной подготовки, продумывания и планирования. Этот подготовительный этап, предшествующий проведению самого занятия, является прямым служебным долгом учителя, который руководствуется для этой цели учебной программой.
Программа учебная – документ, определяющий содержание и объем знаний, умений и навыков. Подлежащих усвоению в процессе изучения дисциплины.
Программа школьного курса черчения - это нормативный документ, определяющий базовый уровень графической подготовки учащихся. Она включает перечень теоретических сведений, необходимых для формирования основ графической грамоты, и список обязательных графических работ, дающих учащимся необходимый уровень практических умений и навыков.
В настоящее время для основной школы Российской Федерации опубликовано несколько программ, названных авторскими. В их числе: «Черчение. 9 класс» (ответственный редактор В.И. Якунин); «Черчение. 7-9 классы» (под ред. В.В. Степановой); «Черчение с элементами компьютерной графики. 7-9 классы (под ред. В.В. Степаковой); «Черчение. 7-8 классы» (ответственный редактор В.А. Гервер); «Черчение. 8-9 классы» (под ред. Ю.П. Шевелева). Учителю и администрации школы предоставляется право выбора программ из числа рекомендованных - они допущены Департаментом общего среднего образования МО РФ. Эти программы обеспечивают реализацию «Обязательного минимума содержания образования по черчению».
Укажем на некоторые характерные особенности программы черчения для 9 класса (ответственный редактор - доктор технических наук, профессор В.И. Якунин).
Программа исходит из необходимости формирования в школьном курсе черчения графической культуры учащихся, развития мышления и творческого потенциала личности. Это новые подходы к определению целей графической подготовки школьников. В развитие «Концепции содержания образования по черчению в 12-летней школе» программа указывает, что графическая культура - это «совокупность достижения человечества в области освоения графических способов передачи информации». Применительно к школьному курсу - это «уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей ». Поэтому процесс формирования графической культуры учащихся должен быть направлен прежде всего на овладение ими таким средством информации, которым является графический язык.
Исходя из этих целей, программа формулирует конкретные задачи обучения черчению в школе:
1) сформировать необходимый объем знаний об основах проецирования и способах построения чертежей (эскизов), аксонометрических проекциях и технических рисунках;
2) научить читать и выполнять несложные чертежи, эскизы и другие изображения;
3) развить пространственные представления и образное мышление;
4) сформировать умения применять графические знания на практике.
Программа содержит: методические рекомендации по преподаванию черчения; краткий тематический план; содержание учебного материала, рассчитанного на 34 ч (по одному часу в неделю); «Обязательный минимум графических работ» (их 8); требования к знаниям и умениям школьников, к оценке работ учащихся.
В качестве учебника для 9 класса программа рекомендует учебники авторов: А.Д. Ботвинникова др.; Н.А. Гордиенко и В.В. Степаковой. Возможно, в будущем могут быть изданы пособия и других авторов. [17, стр.10], [21]
Таково содержание одной из программ, которые предлагаются учебным заведениям. Но в ряде случаев, в типовую программу можно вносить свои изменения. Встречаются ситуации, когда количество учебных часов, отводимых на предмет, по документам и на практике не совпадают. Для приведения их в соответствие вносятся изменения в программу предмета предметной (цикловой) комиссией учебного заведения. В компетенцию этой комиссии также входит перенос учебных часов (из одной темы в другую, если это направлено на оптимизацию обучения); внесение изменений и дополнений в программный материал; вынесение отдельных вопросов программы на самостоятельное изучение в связи со снятием учебных часов и т.д.