Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60- х годов интерес к ним ещё более возрастает. Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, О.Е.Фрейров, М.Г.Блюмина, И.Л.Юркова (53, 37) и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специальной педагогики.
Умственная отсталость –
стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.
Поражение может быть результатом воспалительного заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др.), ушибов головного мозга, а также унаследованных генетических аномалий.
Пути изучения проблемы умственной отсталости были чётко сформулированы Г.Е. Сухаревой. Она рассматривает ее в трёх аспектах – биологическом, клиническом и социальном.
Биологический аспект предполагает необходимость тесной связи детской психиатрии с такими смежными науками, как эмбриология, биохимия, генетика, поскольку достижения в области данных наук способствуют раскрытию патогенеза некоторых форм слабоумия.
Клинический аспект предполагает необходимость дальнейшего расчленения олигофрении на сборные группы из различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, на отдельные клинические формы. При этом требуется подробное изучение соматического состояния и психопатологической картины с использованием современных методов обследования.
Социальный аспект предполагает необходимость разработки посильных для лиц с явлениями умственной отсталости трудовых рекомендаций. (65)
Физическое состояние.
При легких формах олигофрении заметных изменений в физическом состоянии может не отмечаться (С.С. Ляпидевский). Наиболее типичные отклонения в физическом статусе наблюдается у детей – олигофренов с врождёнными заболеваниями, особенно связанными с нарушениями хромосомного набора. (Болезнь Дауна).
Часты изменения в физическом состоянии и при некоторых наследственных формах олигофрении, связанных с нарушением обмена веществ. (Болезнь Пфандлер – Хурлера)
Б.П.Пузанов отмечает, что признаки физического недоразвития чаще встречаются при более тяжёлых поражениях мозга, особенно ранних (60).
А.Н.Грабов отмечает, что по выражению Е.Н.Правдиной «двигательные нарушения встречаются в виде нерезко выраженных парезов (слабость), изменений мышечного тонуса различного характера. В анамнезе умственно отсталых детей отмечаются задержки в развитии двигательных функций: дети позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительности движений». (5)
Психическое развитие.
Нарушения психической деятельности при умственно отсталости составляют основу дефекта. Клиническая картина психических нарушений при разных формах умственной отсталости неодинакова и зависит от ряда моментов: степени тяжести поражения центральной нервной системы, вредных влияний, действующих на дальнейших этапах развития ребёнка в период активного формирования психических функций (частые заболевания, неблагоприятные условия в семье).
Патология психического статуса у этих детей связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления.
Умственно отсталые дети в большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. Пониженная реактивность коры головного мозга приводит к тому, что представления у этих детей обычно нечётки и мало дифференцированы. (65)