В памяти учащиеся восстанавливают также следующие понятия.
1. Сила — векторная величина, которая, кромечисленного значения, имеет направление.Важно знать и точку приложения силы.
2. Исходя из определения, констатируют, что равные силы, независимо от их природы, сообщают одним и тем же телам одинаковые ускорения.
3. Равные по абсолютному значению, но противоположно направленные силы ускорения телу не сообщают. Это утверждение известно учащимся в связи с изучением первого закона Ньютона (см.рис. 1—4).
4. Ускорение избранного тела, возникающее при его взаимодействии с другим телом, может быть найдено по формуле
Таким образом, существенно новым при формировании понятия о силе является то, что силу неразрывно связывают с ускорением. В том числе поясняют, что сила упругости — это в конечном итоге взаимодействие частей тела, которое приводит их в ускоренное движение.
На примере растянутой пружины выясняют, что при ее сокращении витки движутся с ускорением. «Значит, на все части растянутой пружины . действует сила .».
Используют также полученные ранее представления о зависимости упругой силы пружины только от деформации или «взаимного расположения ее частей».
С помощью растянутой пружины может быть создана некоторая определенная сила. Вопроса об измерении этой силы или градуировке пружины пока не решают.
По существу в неявном виде растянутая пружина выступает
как некий эталон силы.
Таким образом, взаимосвязанные величины: ускорение , масса m
и сила — могут в известной мере рассматриваться как определенные независимо одна от другой.