Задачи.
Актуализация понятия «креативность»
Развитие ассоциативного мышления.
Задание 1 «Свободная дискуссия на тему «Что такое креативность?»
Студентам предлагается в свободной форме высказать свое мнение о сущности термина «креативность». Беседу можно стимулировать следующими вопросами.
Что такое, на ваш взгляд креативность? Творчество?
Что общего и различного в их понимании?
Любая ли деятельность может быть творческой?
Вспомните эпизод, где Том Сойер красил забор. Можно ли творчески копать яму, красить забор?
Какие профессии, род деятельности, на ваш взгляд можно отнести к творческим? Почему? Есть ли профессии нетворческие? Почему?
Как люди определяют сущность творчества? Можно ли выделить показатели, критерии творческой деятельности?
Почему и поэзия А.С. Пушкина и стихи первоклассника являются творчеством? Можно их сравнивать между собой?
Кого мы можем назвать креативной личностью?
Можно ли научиться творчеству?
Что для этого, на ваш взгляд, нужно?
Креативный ли вы человек?
Можете ли вы привести примеры собственной креативности?
После обсуждения подводят итоги, делают выводы?
Задание 2 «Игра – разминка».
Студентам предлагается задание: сидя в кругу, и бросая друг другу мяч, называть прилагательные, характеризующие, с их точки зрения, креативную личность. Необходимо быть внимательным и не повторяться. Игра продолжается до тех пор, пока у студентов не появятся затруднения с поиском новых определений.
После этого студентам предлагается, бросая мяч, называть глаголы, характеризующие творческую деятельность. Эта игра позволяет взглянуть на творчество с точки зрения качеств, которыми должен обладать творческий человек. Она помогает актуализировать понятия творческой деятельности. Дает возможность в определенной степени продиагностировать собственные творческие способности.
Задание 3 «Креативность» (по Н.Ю. Хрящевой)
Студентам предлагается нарисовать слово «креативность», создать образ в любой символической форме.
После того как все заканчивают рисовать, каждый создает словесный портрет креативности, рассказывает однокурсникам о своем образе.
Упражнение позволяет сформулировать многие сущнотные характеристики креативности как свойства личности и творческого процесса.
В ходе обсуждения студенты могут задавать друг другу вопросы, уточнять содержание рисунков и высказываний. После того, как все выскажутся, необходимо подвести итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития. Это способствует созданию ориентировочных основ, в рамках которых будут проводиться последующие занятия.
Задание 4 «аббревиатуры» (по А.П. Ершовой).
Студентам предлагается ряд аббревиатур, например: СССР, СНГ, ЖКО, НИИ, КГБ, НТР.…Каждый студент, выбрав для себя 3-4 аббревиатуры, должен дать расшифровку сокращенным названиям, ориентируя ее на понятие креативности.
Данное упражнение позволяет выявить сущностные характеристики креативности.
Задание 5 «Ассоциация».
Студенты занимают место в круге. Первый участник игры бросает кому-то из играющих мяч и называет любое слово. Тот, кто получил мяч, должен назвать 5-6 слов-ассоциаций, возникающих у него в связи с прозвучавшим словом. Затем он бросает мяч другому и называет свое слово.
Задание 6 «Изобретатели» (По Е.Ф. Шангиной).
Студенты разбиваются на группы по 5-6 человек. В каждой «научно- исследовательской лаборатории» необходимо изобрести, то , чего сегодня не существует (новое слово, новый предмет, новое средство передвижения). Нужно обосновать необходимость этого изобретения, привести примеры, описать, как выглядит, как будет использоваться и. т. Д.)
Когда все группы готовы, проводится презентация новой продукции. Остальные должны сомневаться в ее нужности, задавать вопросы, уточнять. «Изобретатели» отстаивают, доказывают важность своего изобретения. Если изобретение принимается общей комиссией, группе дается задание придумать и продемонстрировать рекламный ролик своей продукции для телевидения или радио.
Задание развивает способность видеть в привычном, необычное, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать, аргументировать, а также умение отказываться от идеи, если она оказалась несостоятельной.
Задание 7 «Японские трехстишия».
Студенты находятся в круге, каждому из них предлагается карточка, на которой написано трехстишие японского поэта Басе. Использование данного материала оправдано тем, что в коротком тексте скрыт глубокий философский смысл, стимулирующий возникновение различных образов, ощущений, отношений.
Студентам необходимо в течение 5 мин, работая со своей карточкой, определить смысл строк, попытаться ощутить те чувства, которые вызваны этим трехстишием, создать зрительные образы, перечислить слова-ассоциации, затем определить наиболее точное передающее смысл, выбрав его в качестве названия трехстишия. Также студенты должны запомнить текст наизусть.