· учитывать физические и химические свойства материалов, способы их получения;
· соединять простые механические, электрические, электронные и пневматические системы;
· распознавать процессы потребления и получения энергии;
· анализ производительности систем, использование простейших приборов для контроля процессов;
· понятия о работоспособности систем и структур, о методах корректировки структур в условиях производства;
· углубление понятий о качестве проектирования и изготовления, критерии оценок;
· углубление знаний и понимания здоровья и безопасности, включая вопросы ответственности и контроля безопасности.
3. Рекомендации по количественным показателям оценок
Оценку проектов учащихся предлагается проводить по системе в зависимости от уровней, описывающих их подготовленность в двух основных разделах — проектирование и изготовление. При этом предполагается следующая система оценок:
«2» — учащийся не справился и не представил проекта.
«3» — соответствует уровню.
Для защиты проектов рекомендуется организовать выставку проектов учащихся одного класса. Оценка за проект одного учащегося в целом получается как средняя оценка за «проектирование» и «изготовление». Среднюю оценку получают обычным путем. Результаты защиты считаются положительными, если средняя оценка > 3.
Ниже приводятся характеристики уровней для «проектирования» и «изготовления».
Проектирование
Уровень I — проектируя, ученики выдвигают идеи путем формирования, разборки и перестройки материалов и компонентов. Они могут распознавать простые детали по мелким чертам и свойствам и, если нужно, соотносить их со своими идеями. Используют рисунки и слова, чтобы выразить свои идеи.
Уровень II — проектируя, ученики используют собственный опыт применения материалов, технологий и деталей, что порождает новые идеи. Используются рисунки и слова для развития проектирования. Размышляют над идеей и выдвигают решения.
Уровень III — ученики выдвигают идеи, которые соответствуют требованиям. Предлагают реальные решения по достижению целей и, если нужно, предлагают множество вариантов. Прибегают к определенным знаниям по другим дисциплинам, облегчая себе задачу. Детали эскизируются.
Уровень IV — ученики накапливают информацию самостоятельно и используют для выдвижения идей. Они понимают, что у потребителей есть: свои вкусы и предпочтения и начинают принимать это во внимание. Они оценивают свою работу. Набросками иллюстрируют альтернативные варианты, выбирая оптимальный.
Уровень V — ученики выдвигают идеи, которые затрагивают имеющуюся информацию и понимание свойств определенного изделия (продукта). Они защищают свои идеи в дискуссии. Оценивают идеи, показывая понимание тех ситуаций, в которых продукт может быть использован.
Уровень VI — идеи учеников основаны на информации широкого спектра. Они разрабатывают критерии оценки своих изделий, которые учитывают вешний вид, функции, безопасность, надежность, пользователей, также их предназначение и используют все это в выдвижении определенного предложения. Ученики делают предварительное пробное изделие и связывают проектирование и производство.
Изготовление
Уровень I — создавая, ученики объясняют, что они делают и какие материалы используют. Они отбирают материалы и пользуются предоставленной техникой и инструментами, придавая форму.
Уровень II — ученики отбирают материалы, инструменты и технику, объясняя свой выбор. Они манипулируют инструментами очень аккуратно, имеют разбирать и собирать несколькими путями. Могут судить о результатах.
Уровень III — ученики думают о последовательности работы, выбирая инструменты, материалы и технику целенаправленно. При работе очень аккуратны. Придавая форму продукту, они пунктуальны, чтобы потом можно было легко разобрать его.