1. Общие положения для экспертных оценок
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека, включая изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов.
В учебном заведении «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в работе промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и в других направлениях деятельности человека.
«Технология» — область учебного плана, развивающая навыки решения проблем посредством проектирования и изготовления изделий и систем. Проектирование и изготовление — единый процесс, являющийся основополагающим в образовательной области.
Успешные результаты технологического образования — это творческие, активные дети с широким кругозором, способные определить области, в которых существуют потребности, требующие удовлетворения с помощью проектно-технологической деятельности. Это дети, имеющие базовые навыки в областях проектирования, технологии изготовления изделий и коммуникации. Важно научить их приобретать новые знания и навыки по мере необходимости в течение всей жизни. Дети должны обладать широким диапазоном навыков — планирование, постановка задач, решения на основе этих данных и получать удовольствие от создания высококачественных изделий, необходимых для людей.
2. Приоритеты оценок.
Ученики должны развивать свои способности в области технологии, комбинируя проектирование и приобретение навыков.
С учетом сложившейся практики рекомендации по оценке проектов учащихся на данном этапе целесообразно предложить для двух возрастных групп:
I ступень — 2-4 классы;
II ступень — 5-9 классы;
I ступень
1. Проектирование:
· использование информации для проектирования;
· генерирование идей;
· предложение критериев оценки;
· требования к дизайну изделия;
· сравнение своих подходов к проектированию и изготовлению с другими возможными подходами.
2. Приобретение навыков:
·подбор материалов, инструментов, оборудования;
·изготовление элементов и деталей;
·компоновка и совмещение деталей;
·предложение альтернативных решений после возможной неудачной попытки;
·оценка детали или изделия.
3. Понимание:
· влияние рабочих характеристик материалов на их использование в деталях, простейших механизмах, структурах, перспективных материалах;
· использование простых механизмов, элементарных приборов, структур, их простейший анализ;
· умение различать два аспекта: качество проектирования и качество изготовления;
· учет требований безопасности при проектировании, изготовлении и использовании изделий;
· использование соответствующей терминологии для правильного называния и описания материалов, инструмента, оборудования, процессов.
II ступень
Для этой ступени отмечаются направления, дополняющие и углубляющие соответствующий перечень для I ступени.
1. Проектирование:
· использование эскизов и анализа литературных данных;
· разработка спецификации изделия или структуры;
· выдвижение предложений по оценкам эстетики, критериям оценок изделия, стоимости;
· согласование решений по материалам, производству, времени и стоимости;
· оценка идей и предложение альтернативных решений.
2. Приобретение навыков:
· точно отбирать и использовать материалы, инструмент, оборудование для решения задач;
· оценивать вопросы производительности;
· составлять технологические карты и спецификации;
· оценивать изделие и сопоставлять со спецификацией;