Суть Болонского процесса заключается в формировании единого европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования, которая будет достигнута за счет использования основных положений этой системы.
Принципы Болонской декларации:
1. Введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования.
2. Переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат — магистратура).
3. Введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов ECTS - European Credit Transfer System) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.
4. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом ВУЗе, желательно зарубежном).
5. Обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования.
6. Обеспечение автономности ВУЗов.
7. Придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования.
8. Реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»).
Кроме того, в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве [1].
На основе основных принципов работы выдвигаются и основные цели Болонского процесса:
1. Построение Европейского пространства высшего образования — «Европы знаний» — как условие развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства.
2. Усиление международной конкурентоспособности как национальной, так и Европейской систем высшего образования.
3. Соревнование с другими системами высшего образования за студентов, влияние, деньги и престиж.
4. Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала.
5. Достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования.
6. Увеличение определяющей роли университетов в развитии национальных и Европейских культурных ценностей [2].
Учитывая основные принципы и цели Болонского процесса была разработана модель кредитно-модульной организации учебного процесса. Кредитно-модульная система обеспечит наиболее оптимальный и безболезненный переход от существующей в Украине системы образования к европейской, которая будет учитывать основные положения Болонского процесса.