Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.
Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий. Важно то, что при работе над любым объектом учащиеся научатся применять наиболее современные (экономичные, экологичные) способы и приемы обработки материалов. [13, 43]
Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной деятельности увидеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возможностями удовлетворить определенные потребности личности и общества; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.
Воспитательная функция использования проектного метода в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков «разумного риска» и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого. [16, 11]
Развивающая функция метода проектов в технологическом образовании состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.
У учащихся вырабатываются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.
Каковы же основные отличия метода проектов от обычных занятий на уроках технологии (трудового обучения)? Главное — проектирование в этом случае рассматривается как целостный процесс, при этом проект должен иметь пять основных компонентов.[14,70]
Другим важнейшим отличием метода проектов от классической методики преподавания трудового обучения является то, что все компоненты проекта находятся в работе по существу одновременно (в окончательном виде проект оформляется в определенной последовательности). Отсюда возникают сложности в подготовке и переподготовке учителей технологии:
· обучение фактам - одна задача, обучение применению фактов - другая;
· необходимо развить способности учителя к руководству проектной деятельностью, планированию имеющихся средств и времени.
Метод проектов позволяет перейти от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения.
Однако практика показывает, что лучше запустить проект, заинтересовать учащихся, а затем провести необходимые упражнения.
Замена части тренировочных «псевдоприкладных» упражнений по обработке различных материалов на упражнения, необходимые для качественного выполнения проекта (изготовления конкретного изделия), значительно повышает мотивацию учеников к труду. [20, 51]
При этом школьники в процессе проектирования добиваются следующих учебных результатов:
Таблица 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Процесс проектирования |
Учащиеся обучаются (учебные результаты) |
1 |
2 |
1.Исследование потребности и краткая формулировка задачи |
1.1.Определять потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия 1.2. Кратко формулировать задачу |
2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, включая оценку требуемых знаний, умений и навыков. Поиск информации о профессиях, необходимых для производства определенного изделия |
2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта 2.2. Знать перечень профессий, необходимых для изготовления конкретных изделий |
3. Определение перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие |
3.1. Уметь определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие |
1 |
2 |
4. Выработка идей и поиск возможных решений. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение того, как это изделие производится в промышленности |
4.1. Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи 4.2. Прорабатывать избранное предложение до уровня изготовления изделия |
5. Планирование изготовления изделия (приобретение необходимых навыков): изготовление изделия |
5.1. Записывать и использовать подробную последовательность изготовления изделия: вносить изменения по мере необходимости 5.2. Выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления высококачественных изделий |
6. Экономическая оценка произведенного изделия |
6.1. Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат) |
7. Испытание изделия в процессе использования |
7.1. Испытывать изделие на практике |
8. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями |
8.1. Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.) 8.2. Предлагать пути совершенствования изделия |
9.Оценка своей деятельности в процессе проектирования, изготовления и испытания изделия |
9.1. Оценивать качество своего проектирования, изготовления и испытания изделия 9.2. Определять трудности, с которыми встретился при проектировании и изготовлении изделия 9.3. Разрабатывать рекламу своего изделия |