Практика свидетельствует, что метод проектов может быть реализован в нескольких вариантах:
Вариант 1:
1) учителем дается краткая формулировка задачи;
2) ученики выдвигают первоначальные идеи;
3) проводят исследование (изучение потребностей и рынка), чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной;
4) разрабатывают лучшую идею;
5) учатся определенным навыкам и умениям изготовления изделия;
6) планируют изготовление изделия;
7) изготовляют изделие согласно лучшей идее;
8) испытывают и оценивают свое изделие.
Вариант 2:
1) ученики анализируют большое количество подобных изделий;
2) обсуждают достоинства и недостатки этих изделий;
3) записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта изделия;
4) исследуют потребности в этом изделии;
5) разрабатывают набор критериев, которым должно отвечать изделие;
6) выполняют упражнения, развивающие умения и навыки и на основании опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия;
7) планируют изготовление изделия;
8) изготовляют изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления;
9) испытывают и оценивают свое изделие.
Вариант 3:
1) ученикам выдается какой-либо материал (или отходы) и предлагается выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделий;
2) ученики проводят исследования, определяют потребности в этих изделиях и потенциальных потребителей;
3) пишут краткую формулировку задачи;
4) проводят более глубокие исследования для выбора варианта проекта;
5) разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие;
6) заканчивают разработку лучшей идеи;
7) составляют план изготовления изделия с учетом имеющихся материалов и оборудования;
8) изготавливают изделие, по мере необходимости внося изменения;
9) испытывают и оценивают изделие.
Экспериментальная проверка использования метода проектов в технологическом образовании школьников показала:
1. значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
2. школьники всех возрастов с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность;
3. учащиеся видят социальную и личную значимость предметно-преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведет к повышению мотивации их труда. [2, 200]
В процессе осмысления и организации труда по методу проектов у учащихся развиваются трудолюбие, чувство долга, ответственность за принятое решение, стремление к высоким результатам, бережливость, расчетливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми и др.
В заключение отметим, что метод проектов становится (в ряде стран уже стал) доминирующей педагогической стратегией. [17,69]
Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов.
I. Поисково-исследовательский:
1. Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).
2. Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.
3. Планирование проектной деятельности:
а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие;
б) исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки;
в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.
II. Технологический:
1. Составление конструкторской и технологической документации.
2. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.
3. Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
5. Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
6. Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
III. Заключительный:
1. Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.
2. Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).
3. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.
Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов (шагов), доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития, а также от сложности самого проекта. [1, 68]