Поскольку проведенное нами исследование показало независимость формирования духовно-нравственных качеств от дефекта зрения, в работе со слабовидящими и слепыми детьми, педагогам необходимо руководствоваться, прежде всего, общими задачами нравственного воспитания, сформулированными в национальной доктрине образования РФ, которая призвана обеспечить:
– историческую преемственность поколений, сохранения, распространения и развития национальных культур, воспитания бережного отношения к историческому наследию народов России;
– воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
– формирование культуры мира и межличностных отношений;
– формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений и др. [30; 50].
Таким образом, исходя из поставленных задач, каждый учитель определяет основные направления работы с детьми на основе их социальных, этнических, культурных традиций. Когда же определена стратегия воспитания, тактика определяется учителем, школой. Какие формы, приемы использовать в организации воспитания, какое содержание вкладывать – все это личный выбор учителя.
Важно помнить: чтобы сформировать духовные, нравственные, моральные нормы поведения у школьников, общечеловеческие ценности и положительные черты характера, рядом с детьми должны быть взрослые, которые подошли бы к решению данной проблеме со всей серьезностью и ответственностью. Дети должны видеть проявление лучших черт, этических ценностей в повседневном общении с учителями, видеть в них личностей, носителей высоких нравственных и духовных принципов.
Задачи повседневной важности для всех педагогов, воспитателей – нравственное воспитание молодого поколения. И одним из основополагающих педагогических принципов в системе воспитания детей является принцип духовности. Нужно учить детей гуманистическим способам освоения мира. Очеловечить процесс познания, поставить ученика в центр учебно-воспитательного процесса. Новой парадигмой образования следует считать личностно—ориентированный и индивидуальный подход [62, 3-5].
И.В. Павлов считает, что нормы, принципы и моральные идеалы выступают по отношению к людям, как предписание поведения. Руководство к действию. Однако отношение к ним у разных людей бывает разное. Одни воспринимают их как внешнюю, чуждую им силу приказа, другие следуют им добровольно, по убеждению, борются за их утверждение, рассматривая как цель и дело своей жизни [44].
Разные отношения людей к одним и тем же принципам, нормам поведения. Принятым в обществе, объясняется уровнем развития нравственного сознания школьника. Чтобы формирование нравственных качеств шло успешно, педагогу следует соблюдать ряд условий. Прежде всего, он должен проводить воспитательную работу, начатую на уроке, и во внеклассной работе, где продолжается приобретение учащимися знаний о нравственном поведении. Для этого используются различные формы нравственного просвещения: лекции, беседы, диспуты, рассказы, обсуждения книг и др., на которых обсуждаются различные вопросы.