Что такое толерантность
В своем широком смысле слово «толерантность» (кстати, происходит от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. В более узком смысле понятие «толерантность» используется в медицине. Здесь толерантность – это способность организма без потерь переносить негативные влияния внешней среды.
"Путешествие по России и странам ближнего зарубежья". Воспитание толерантности у учащихся 1–4-х классов
В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего поколения. Это тревожит все прогрессивное человечество земли. Как бороться с этим? Все чаще возникают разговоры о толерантном мире, в котором гласной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Толерантность надо воспитывать. У меня в классе обучаются дети разных национальностей, чтобы воспитывать в них чувство дружеских, добрососедских отношений, сплотить коллектив – возникла необходимость создания программы “Воспитание культуры толерантности у детей младшего возраста”. Важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений.
Программа предусматривает следующие направления обучения толерантности:
Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
Понимание того, что требуется уважать различия между людьми.
Понимание принципа взаимозависимости, как основы совместных действий. Учащихся следует приучать к совместному решению проблем и разделению труда. При выполнении заданий – это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
Приобщение к культуре мира.
Школьники, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития общества.
Программа рассчитана на учащихся 1 – 4 классов, охватывает всех детей без исключения.
Оптимальным вариантом реализации поставленных задач является организация системы дел в каждом классе.
Актуальность и значение программы состоит в том, что она не только развивает интерес учащихся к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное она способствует воспитанию основных черт толерантной личности:
Терпимость к чужим мнениям.
Сотрудничество.
Отказ от причинения вреда кому-либо.
Расположенность к другим людям.
Снисходительность.
Терпение.
Чуткость.
Доверие.
Доброжелательность.
Умение владеть собой.
Умение не осуждать других.
Гуманизм.
Умение слушать собеседника.
Способность слушать собеседника.
Любознательность.
Чувство юмора.
Данная программа обобщает 28-летний опыт работы педагога со школьниками и, была апробирована в течение 4-х лет на базе в МОУ “СОШ №5”.
Прогнозируемые результаты:
В итоге реализации программы ожидается, что учащиеся смогут успешно взаимодействовать в коллективе, противостоять не толерантным отношениям, быть социально-адаптированным.
Механизм реализации программы
Программа основана на проведении классных часов, утренников, праздников, конкурсов, диспутов, театрализованных представлений, читательских конференций, поисковой работы, игр, фестивалей, КВН, марафонов, костюмированных балов, спартакиад, ролевых игр, экскурсий, путешествий, интеллектуальных игр, викторины, дискуссии, Брейн-ринги, спектакли и т.д.
Для получения наилучшего результата необходимо:
Знание возрастных особенностей младших школьников.
Честное сотрудничество с учениками и их родителями.
Активное участие детей в проводимых мероприятиях.
Помощь школьникам в подборе материалов для проведения классных часов и творческих вечеров.
Создание благоприятной атмосферы.
Эффективное использование различных инновационных методов работы с учениками.
Данная программа пройдет более успешно, если деятельность учителя будет основываться:
На искреннем уважении и понимании учащихся, умении использовать игровую педагогическую технологию.
Умении тонко и деликатно обращаться с младшими школьниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие.
Поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми.