К.Д. Ушинский неоднократно проводил аналогии между педагогикой и медициной в деятельности умелого врача и опытного педагога: "Леча больного, доктор помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться" [5, с. 15]. Он был уверен в том, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
Говоря о процессе интеграции медицинского и педагогического образования, нельзя не отметить вклад ученых прошлого в диагностику — изучение состояний, свойств и резервов человека, позволяющее индивидуально работать с ним в целях его воспитания, обучения, профилактики и лечения. Взаимодополнение клинической диагностики и психодиагностики, специального профессионального знания и общего знания о человеке есть необходимое условие медицинской и педагогической практики. Одним из тех, кто умело совмещал в своей деятельности медицину, физиологию, психологию, педагогику, поражая, по словам И.П. Павлова, способностью "разгадывать болезни и находить против них лучшие средства", был С.П. Боткин.
Влияние русской классической философии сказалось на восприятии Боткиным взаимоотношений организма и внешней среды, целостности организма и его изменчивости, происхождения психической деятельности человека. Человеческий организм он рассматривал во взаимосвязи с внешней средой, а болезнь или здоровье — как результат воздействия этой среды па организм. Главней; шей задачей практической меди дины и педагогики Боткин считал предупреждение болезни, а не ее лечение, стремился развивать у коллег научно-философское мышление и призывал к критической оценке господствующих доктрин и, следовательно, своей профессиональной деятельности.
В трудах П.Ф. Лесгафта, касаются они анатомии или физиологии, психологии или педагогики, гигиены или общей теории развития организма, — человек всегда рассматривается как целостный организм и личность одновременно. Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соответствующих им аспектов воспитания [6].
Ретроспективный анализ процесса интеграции медицинского и педагогического образования невозможен без обращения к трудам И.А. Сикорского. Он считал, что собранные воедино данные разных наук о человеке требуют создания целостного представления о ходе развития ребенка и функционировании человеческой психики в зависимости от нервной системы, научного обоснования необходимости умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Сикорскому принадлежит первая отечественная экспериментальная работа "О явлениях умственного утомления детей школьного возраста". Наличие медицинского образования и знание педагогики и психологии позволили ему четко определить значение исследования проблем детского развития для различных областей научного познания и практической работы в области воспитания и обучения. Ом дал конкретное научное обоснование мысли К.Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки. Он неоднократно подчеркивал, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное, всестороннее изучение ребенка. На обширном исследовательском материале Сикорский показал, что многие недостатки в характере человека, в развитии способностей своими истоками уходят в первые месяцы и годы жизни ребенка, являются результатом неправильного воспитания и могут быть преодолены и скорректированы в процессе "целесообразного врачебно-педагогического воздействия". Будучи блестящим педагогом и развивая оптимистический взгляд на возможности воспитания, он настаивал на зависимости этого процесса от множества факторов и, в особенности, от личности самого педагога. В связи с этим Сикорский указывал на необходимость не только профессиональной педагогической, но и нравственной, этической подготовки воспитателя.