В учителе дети больше ценят личностные, нежели деловые и профессиональные качества. Позиция старшеклассников выражается в стремлении познать сложный мир человеческих отношений, определить не только свое место в жизни, но и роль тех, кто их окружает. Поэтому в характеристике личности любимого учителя у ребят этого возраста чаще всего встречаются законченные суждения типа: "Она (учительница) почти такая же как мы, она умеет понять нас, к ней можно прийти поговорить о чем-нибудь, посоветоваться"; "она всегда может понять человека"; "для того чтобы быть хорошим учителем, надо быть хорошим человеком, относиться к ученикам как к равным", "она (учительница) редко прибегает к наказанию, старается сначала понять, почему ученик что-то натворил, и помочь ему выпутаться из трудных положений, а главное, она никогда не кричит и всегда спокойна ." "Учитель своим криком всегда говорит о своей слабости перед учеником: если он кричит, значит бессилен"; "учитель, по-моему, должен быть строг, но в меру, . не должен терять чувства юмора и какой-то веселости, чтобы на уроках ученики чувствовали себя раскованно"; "прежде всего, в учителе хотелось бы видеть друга, человека, который может понять тебя, посоветовать, поставить себя на место своего ученика" [18, c.63]. Преобладание в характеристиках описания личностных качеств вовсе не означает, что оценка профессиональных свойств педагога уходит из поля зрения подростка. Учитель-профессионал воспринимается учеником старшего возраста прежде всего как цельная личность, способная добиваться успеха больше благодаря своим человеческим, нежели профессиональным качествам.
Характеристика профессиональных и личностных качеств носит скорее рекомендательный, чем описательный характер. Так, педагогу "необходимо вырабатывать подходы к взаимодействию с учащимися, адекватно отражающие современную действительность, иначе он, пользуясь годами отработанными приемами, рискует впасть в профессиональный маразм"; "нельзя за плохое поведение ставить столько двоек за раз, что у ученика пропадает всякое желание приходить на урок"; "не надо стараться навязывать свою точку зрения, оскорблять ученика, если он не выполнил домашнего задания или не смог ответить на уроке"; "статус родителей не должен влиять на оценку ученика"; "нельзя постоянно сравнивать учащихся между собой, не обращая внимания на их индивидуальные особенности"; "нельзя выражать свои симпатии и антипатии"; "общение с учениками не может ограничиваться только уроком, да и то во время опроса" [5, c.312].
Встречаются и резюме типа: "Да, учитель тоже человек и у него есть проблемы. Но он и актер, который выходя на сцену должен отключаться от жизненных неудач и играть свою роль"; "создается впечатление, что сегодня все забыли о Сухомлинском, о Макаренко" и др [18, c.63].
Чаще всего в числе характерных положительных качеств педагога студенты отмечают способность к творчеству, позволяющую не только "самоутвердиться учителю, но и дать ребенку возможность проявить себя".
Мы уверены, что суждения самих учащихся и студентов могут послужить полезной составляющей при создании совокупного портрета учителя как субъекта педагогического процесса в структуре личностно ориентированного образования. Востребованность такого портрета сегодня очевидна. Но это дело будущих исследований, ускорить которые способен только сам учитель своим желанием изменить себя.
Выводы по главе I
Представление об учителе как о человеке, обладающем знаниями, которые он передает учащимся как пассивным получателям информации, противоречит самой сути преподавания как ремесла, основанного на сотрудничестве. Настоящее познание может осуществляться благодаря простому обучению, без какой бы то ни было мыслительной работы и понимания со стороны учащихся, открывающих для себя новое.
Для того чтобы учителя освоили методы обучения в сотрудничестве, их подготовка должна включать следующее:
1. Им самим нужно обладать теми знаниями, которыми, с их точки зрения, должны овладеть школьники в результате обучения, но этого самого по себе недостаточно. Им также необходимо понимать все, что они знают, чтобы они смогли разнообразить урок вопросно-ответной работой, проведением дискуссии. Это поможет ученикам приобрести настоящие знания - знания вместе с пониманием.