Решение задачи формирования готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения детей дошкольного возраста предполагает теоретическое осмысление феномена «экспериментирование».
Слово «эксперимент»
происходит от греческого слова «
experimentum
»,
что переводится как «проба, опыт».
Из исходного смысла греческого «
experimentum
»
и из приведенных выше определений видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения (27). Однако в широком понимании опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений (26). В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний неизвестных данному конкретному человеку.
Как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно может выступать как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, и как один из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше. Мы рассматриваем экспериментирование как метод обучения дошкольников.
Известно, что метод обучения определяют как способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на реализацию целей обучения (6).
Ряд исследователей (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.И. Загвязинский) определяют место интересующего нас метода в группе исследовательских методов (классификация по характеру познавательной деятельности).
И.П. Подласый определяет сущность исследовательского метода обучения таким образом:
1) педагог вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок занятия;
2) знания детям не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами дети;
3) деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
4) процесс обучения характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
В.И. Логинова и П.Г. Саморукова относят экспериментирование к группе практических методов (классификация по источнику знаний), и отмечают, что данный метод направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.
По определению В.А. Титова (7), практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. Ведущими практическими методами обучения являются: упражнения, опыты и экспериментирование, моделирование.
В ходе экспериментирования ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. А.И. Иванова (10) отмечает достоинства метода экспериментирования:
· он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
· формирует представления о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
· происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы (постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза и анализа, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции), необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие;
· осуществляется положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка; развитие его творческих способностей; на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
При проведении эксперимента или опыта педагог вместе с детьми создаёт условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. При формировании знаний экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, являются для дошкольников осознанными и более прочными. Основная особенность метода экспериментирования заключается в том, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.