4. Говоря о слепых детях, хотелось бы особо обратить внимание на мнение Щербины Л.М. о том, что печальная участь слепых обусловлена не физической слепотой самой по себе, которая не есть трагедия. Слепота есть только предлог и повод для возникновения трагедий. «Причитания и вздохи, — говорит Щербина, — сопровождают слепого в течение всей его жизни; таким образом, медленно, но верно совершается огромная разрушительная работа". Вот почему совершенно правильно педагогическая гигиена предписывает обращаться со слепым ребенком так же, как если бы он был зрячим, заставлять его играть со зрячими детьми, никогда не выражать в его присутствии жалости к нему из-за его слепоты и т. д. Тогда слепота переживается самими слепыми как "ряд мелких не удобств", по выражению Щербины. И многие слепые подпишутся под его заявлением: "При всем этом в моей жизни для меня есть своеобразная прелесть, отказаться от которой, думаю, я не согласился бы ни за какие личные блага» [66, 35-39].
Выводы по второй главе
Исследовав сформированность духовно-нравственных качеств у младших школьников различных групп по зрению, мы получили следующие результаты:
1. Принимая духовно-нравственное развитие нормально видящих детей за средний уровень (65% правильных ответов) можно сделать вывод о том, что слабовидящие дети находятся на уровне ниже среднего (52%), тогда как дети, обучающиеся по системе Брайля, несмотря на имеющиеся у них большие затруднения в восприятии информации, находятся на уровне выше среднего (88%). Этот факт подтверждает идеи Литвака А.Г. о независимости духовно-нравственного развития от наличия и глубины патологии зрения.
2. Для слабовидящих детей характерен самый большой процент неправильных ответов – 41% (зрячие дети – 20%, слепые дети – 9%), при этом слабовидящие дети реже остальных отказываются от ответа – всего 7% от общего количества. Эти цифры свидетельствуют о том, что уровень осознанности у слабовидящих детей также находится ниже среднего. Эти дети не осознают свое отставание, они не сомневаются, что имеющиеся у них поверхностные представления о нравственных категориях являются достаточными.
3. Основными характеристиками духовно-нравственного состояния слабовидящих детей являются несформированность основных нравственных категорий, нежелание вникать в суть вещей, использование неграмотных, размытых формулировок, низкий уровень осознанности, завышенное самомнение.
4. Среди особенностей духовно-нравственного состояния слепых детей нами отмечены ярко-выраженная вербализация представлений, неуверенность в своих силах, наличие пессимистических настроений, ожидание помощи от зрячих людей, но при этом наиболее грамотное построение ответов, приведение корректных примеров, самый высокий уровень знаний и осознанности.
Результаты проведенного нами исследования позволили сформулировать некоторые рекомендации по формированию и коррекции духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения:
1. Прежде всего, учителям, работающим в учреждениях III-IV вида необходимо выполнять общие требования к нравственному воспитанию школьников: привитие патриотических взглядов, уважения к истории и старшим поколениям, толерантности в национальных, религиозных и других вопросах, формирование целостного мировосприятия и современного мировоззрения и т.д.