Цели проектного обучения
.
• Совершенствовать навыки исследовательской деятельности.
• Обеспечить механизм развития критического мышления и творческого подхода учащегося к способу подачи материала.
• Выработать технологию выполнения различных учебных задач.
• Способствовать повышению ответственности учащихся, развивать «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать.
• Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Проектное обучение – это «путь замысла или способ планирования». Поэтому учителю важно развить способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь ученику в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном результате учитель должен способствовать развитию способностей и умению анализировать свою деятельность.
Учебный проект – это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до её воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела.
При работе над проектом можно определить шесть стадий. Схематично это
Когда можно применить метод проектов? Насколько он органически вписывается в классно-урочную систему? Эти и многие другие вопросы волнуют многих учителей русского языка и литературы.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению и предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Учебная деятельность в режиме личностно-ориентированного урока предполагает, что учащиеся имеют опыт исследования. Но результаты диагностики также показывают, что у детей не в полной мере сформированы компоненты учебной деятельности. Включение учащихся в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, смоделировать. Необходимо иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться
· намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
· искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
· осуществлять и аргументировать выбор;
· предусматривать последствия выбора;
· действовать самостоятельно (без подсказки);
· сравнивать полученное с требуемым;
· корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
· объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.
Здесь много трудностей и нерешенных проблем, которые отчасти реализуются в учебном проекте или элементах проектной деятельности. Роль учителя – уточнить смысл проектного подхода и помочь в постановке цели, создать условия для формирования внутренней мотивации воспитанников, помочь раскрыть им свои компетентности, обучить учащихся целенаправленному поиску информации, опираться на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, развивать познавательный интерес к предмету, умение активно взаимодействовать в группах, добиваться результатов.