В нашей дипломной работе, посвященной теме "Формирование орфографического навыка в начальной школе (на примере изучения правописания буквы ерь после шипящих на конце существительных с учетом вариантов орфограммы) " в первой главе мы изучили психолого-педагогические основы формирования навыка. Учитель формируя орфографический навык должен прежде всего стремиться к тому, чтобы учащиеся ставили перед собой конкретную учебную задачу, т.к., как говорят психологи, "актуально осознается то, что находится в светлой точке сознания", т.е. является целью деятельности. Вырабатывается орфографический навык в результате выполнения определенной системы упражнений. В своей работе мы представляем эту систему упражнений, выработанную В. А. Онищук. Мы приводим описание каждого вида упражнений и последовательность их выполнения.
Во второй главе мы провели анализ формулировки правила, касательно нашей темы, в учебниках по русскому языку по программам 1-3 и 1-4 и дали свою формулировку этого правила для учащихся начальных классов, исходя из того, чтобы эта формулировка послужила руководством к действию, т.е. отразили в ней все необходимые и достаточные признаки орфограммы. На наш взгляд эта формулировка такова: После шипящих на конце существительных ь пишется только у существительных женского рода в единственном числе.
Она ориентирует учащихся на выяснение всех существенных признаков орфограммы, определяющих правильность написания (существительное с шипящим на конце, женский род, единственное число) , позволяет установить учащимся ту последовательность при анализе, которая фактически нужна ученику для определения написания.
Изучили варианты орфограммы правописания ь после шипящих на конце существительных, как разновидность одной и той же орфограммы, находящейся в своеобразных фонетических, семантических и грамматических условиях, в результате чего у учащихся возникают трудности в применении правила. На наш взгляд, варианты орфограммы необходимо учитывать при изучении той или иной орфограммы, т.к. учитывая варианты, мы учитываем те трудности с которыми могут встретиться учащиеся, а значит и предупреждаем ошибки, что в свою очередь сказываться на полноценности орфографического навыка.
Провели анализ учебников на наличие вариантов орфограммы, который показал, что не все варианты представлены в учебниках.
Выделили варианты орфограммы, необходимые для изучения в школе и определили степень их трудности. Самым трудным для учащихся оказался третий вариант орфограммы (сущ. 2 скл. мн. ч. с основой на мягкий шипящий) .
И, наконец, на основе изученной нами литературы и проведенного анализа учебников мы составили методику изучения темы "Правописание ь после шипящих на конце существительных с учетом вариантов орфограммы" в которую вошли: подбор дидактического материала, подбор упражнений с учетом вариантов орфограммы и с учетом вопроса о количественном соотношении вариантов; описание подготовки к проверочной работе, работы над трудными вариантами и работы над ошибками.
Третья глава посвящена описанию опытного обучения, проведенного в 3"А" классе Краснянской средней школы по той методике, которая была разработана и описана нами во второй главе. Мы привели конспекты двух первых уроков по изучению темы и описали работу, проводимую на последующих уроках.