Урок обучающего сочинения по картине проводится по следующей схеме:
Ознакомление учащихся с темой и целью работы;
вступительное слово учителя о художнике.
Рассматривание картины.
Беседа по содержанию картины, составление рабочих материалов (запись опорных слов, словосочетаний, наиболее удачных выражений и т.д.).
Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.
Устное сочинение одного - двух учащихся.
Выяснение правописания отдельных слов, запись наиболее трудных из них на доске.
Самостоятельная работа учащихся.
Вся работа выполняется на двух уроках: на первом проводится подготовка к сочинению, на втором написание сочинения.
Приведём план - конспект урока, на котором учащиеся 5-го класса Ахтынской средней школы писали сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине ".
Тема: Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине".
Цель:
1. Дать понятие натю
2. Научить описывать натюрморт (в частности, натюрморт с изображением цветов).
3. Научить строить сочинение - описание по картине, используя лексико - изобразительные средства.
Оборудрвание: репродукция картины П.П. Кончаловского "Сирень в корзине".
План.
Вступительная беседа.
Сообщение о художнике.
Анализ картины "Сирень в корзине".
Составление плана.
Устное сочинение по плану.
Письменная работа.
Ход урока.
I. Вступительная беседа.
Учитель: Ребята, кто знает что такое натюрморт?
Натюрморт − от франц. "натюрт- природа + "морт"- мертвый. Буквально "мертвая природа".
Натюрморт − это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.
Родоначальники натюрморта - голландские художники ΧVII века.
II. Сообщение о художнике.
Учитель: - Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) чаще всего писал натюрморты с изображением цветов. Цветы у него сохраняются не только свежесть красок, но и как бы свой естественный аромат. Сам Кончаловский говорил, что "в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь чаще".
Посмотрите, ребята, на доску. Перед вами репродукция картины Кончаловского "Сирень в корзине".
III. Анализ картины.
Учитель: Нравится вам эта картина?
Сумел художник показать, что сирень свежая, как будто её только, что срезали и принесли в комнату?
Какие цвета сирени вы видите на картине?
Ученики (с помощью учителя):
Фиолетовый, лиловый, белоснежный, жемчужный, бледно-розовый, ярко-красный.
Учитель:
Как вы понимаете слова: нежные грозди, пышные грозди?
Можно сказать, что грозди тяжёлые? Почему вы так думаете?
Ученики:
Влажные, они как бы впитали в себя утреннюю росу; сирень будто только что срезали и принесли из сада в комнату.
Учитель:
Послушайте стихотворение В. Рождественского "Сирень". Что общего вы найдёте в изображении сирени на картине и в стихотворении?