Страница 4

В этой комнате девочка была больная, с температурой.

"Ночь уже, а солнечный зайчик все скачет, как странно",-удивилась девочка, лежа в постели.

Девочка смотрела, смотрела на солнечного зайчика и уснула. И зайчику стало скучно. Вдруг стало ему холодно. Он на печку прилепился, а печка летом не топленная. На букет прыгнул - цветы тоже холодные, третьего дня срезанные. Скакал солнечный зайчик, скакал - силы у него уже на исходе. На потолок прыгнул.

Подумал: "Может, с потолка солнышко увижу" - да не удержался на потолке и упал. Прямо девочке на щеку. А девочка ведь больная была, жар у нее был. Согрелся солнечный зайчик на Девочкиной щеке и уснул.

Утром солнышко встало, озабоченное очень. Думает солнышко: "Наверное, пропал озорной солнечный зайчик, остыл и умер". Глядь, а он вот где, на щеке у большой девочки. Бросились к солнечному зайчику быстрые солнечные лучи. Подхватили его, подбросили. Нашелся! Как выжил?

А девочка повернулась на другой бок, вздохнула сладко и проснулась здоровая.

Р. Погодин.

Перед проведением изложений мы с ребятами повторили правила о постановке знаков препинания в диалоге и при обращении.

При написании изложений учащиеся обоих классов допустили следующие морфологические и синтаксические ошибки: "привезла много астров", "солнечных лучов", "буду прыгнуть"; "садовый ножом", "солнце садился", "больной девочка" и т.д.

Причинами морфологических и синтаксических ошибок являются интерферирующее влияние грамматического строя родного языка и отсутствие навыков русской связной речи.

Лексические ошибки. Это употребление слов не в тех значениях, которые им свойственны в данном контексте, употребление одного слова вместо другого, нарушение норм словообразования, употребление лишних слов, пропуск слов. Лексические ошибки обусловлены расхождениями в семантических значениях слов русского и родного языков.

При написании сочинений на свободные темы "Чем я занимаюсь в свободное время" и "Мои друзья" учащиеся 5-6 классов допустили следующие ошибки: неправильное употребление видов глагола: "я каждый день сделал уроки", "мы очень долго поспорили" и т.д., ошибки в употреблении невозвратных и возвратных глаголов: "мы игрались на улице" и т.д., ошибки в образовании слов: "соседская улица", "дружеские ребята" и др. V К этой группе ошибок примыкают лексико-словообразовательные ошибки. Они обусловлены тем, что учащиеся образуют слова, не свойственные для русского языка, чаще по ложной аналогии: "грустность" (ср. нежность).

Результаты анализа изложений и сочинений обобщены в таблице 2.

Таблица 2. Речевые ошибки учащихся - дагестанцев 5-6 классов в творческих работах (изложениях и сочинениях).

Классы

Кол - во учащ-ся

Количество ошибок

всего

Сред. кол-во ошибок на 1 уч-ка

фонет-кие

Морф-кие

синтак-кие

Лекс-кие

5

22

89

45

27

11

172

8

6

20

71

39

20

6

136

7

Страницы: 1 2 3 4 5