Ошибки, которые допускают учащиеся национальной школы, разнообразны, так как для них русский язык является неродным.
Почти все ошибки, допускаемые в устной речи, отражаются в письменных работах учащихся. Поэтому, мы считаем, нужно постоянно следить за тем, как говорят дети, при необходимости вносить коррективы.
Большое значение имеет работа по предупреждению ошибок в письменных работах учащихся. Эффективность работы над ошибками во многом зависит от их правильной классификации, которая позволяет не только объективно оценивать речь учащихся, но и выбирать наиболее важные методы работы над конкретными ошибками.
Проведенные нами виды работ в 5-6 классах Ахтынской средней школы: различные виды диктантов, изложений и сочинений - позволили нам сделать вывод, что наиболее целесообразной является следующая классификация ошибок, допускаемых учащимися в письменной речи:
1) речевые,
2) орфографические,
3) пунктуационные.
В свою очередь речевые ошибки делятся на четыре группы:
1) фонетические,
2) морфологические,
3) синтаксические,
4) лексические.
К орфографическим относятся ошибки, связанные с нарушением при письме правил орфографии:
а) нарушение правил правописания безударных гласных в корне, приставках, суффиксах и окончаниях;
б) нарушение правил правописания согласных;
в) ошибки в употребление прописных букв.
К орфографическим ошибкам относятся также нарушения правил переноса слов, слитного, полуслитного и раздельного написания слов.
Пунктуационными ошибками являются нарушения правил расстановки знаков препинания. Пунктуационные ошибки обобщенно можно представить в виде трех типов:
Ошибки, выражающиеся в пропуске знаков препинания (в трех случаях, когда они необходимы для выделения отдельных членов или частей предложения, для более точной передачи на письме определенных оттенков мысли);
Ошибки, выражающиеся в постановке лишних знаков там, где они, согласно правилам пунктуации, не нужны;
Ошибки, связанные с неумением учащихся выбрать именно тот знак, который нужен в данном случае. Этот тип ошибок выражается обычно в смешении значений знаков препинания и правил их употребления.
Для того чтобы выявить уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся 5-6 классов дагестанской школы, нами была проведена следующая экспериментальная работа. В 5-6 классах Ахтынской средней школы мы провели контрольные диктанты по пройденным разделам.
Тексты диктантов были взяты нами из пособия Т.М. Фалиной "Русский язык. Диктанты.5-7 классы ". Приведем тексты проведенных нами диктантов.
Диктант для 5 класса.
В лесах было торжественно, светло и тихо.
День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.
Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах.
Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины - это была последняя память о лете, об осени.
73 слова.
К. Паустовский "Прощание с летом".
Трудные для учащихся слова были выписаны на доске: торжественно, смерзались, нахохлившись, гроздей.
Диктант для 6 класса.
Какая бывает роса на траве.
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.