Среди различных средств обучения в условиях национальной школы учебник по русскому языку является "основным пособием, которое в принципе определяет всю совместную работу учителя и учащихся в сложном процессе обучения их речевой деятельности и изучения ими языка как общественного явления и семиотической системы" (Шанский, 1974, с.3). Именно учебник определяет в деталях содержание предмета, раскрывает сущность понятий, названных в программе.
Учебник русского языка для национальной школы строится на основе обще-дидактических принципов обучения, но вместе с тем характеризуется всеми теми специфическими особенностями, которые свойственны содержанию и структуре курса русского языка в национальной школе.
Преподавание русского языка в V-VI классах дагестанской школы в настоящее время осуществляется по учебникам для национальных школ Российской Федерации:
Русский язык. Учебник для 5 класса национальных школ-СПб, 2001;
Русский язык. Учебник для 6 класса национальных школ-СПб, 2001/ Под ред.Х. Х. Сукунова, Л.А. Тростенцовой.
Они достаточно полно дают необходимые теоретические сведения о разных ярусах языка: фонетике, лексике, грамматике, культуре речи. Материал излагается в доступной форме.
Разнообразные упражнения при умелом их использовании должны способствовать выработке учебно-языковых, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков. Многие тексты призваны решать и воспитательные задачи, формировать у учащихся познавательные интересы, расширять их кругозор.
Особенностями являются учёт взаимоотношения системы русского и родного языков и опора на знания учащихся по родному языку, которые в учебнике осуществляются в различных формах. С одной стороны, это выражается в более сокращённом изложении в учебнике того, что известно учащимся из курса родного языка (например, понятие о предложении, о главных и второстепенных членах предложения, об обращении и т.д.). В данном случае лишь термина родной грамматики уже многое объясняет учащимся. С другой стороны, учёт особенностей родного языка осуществляется путём более детального освещения изучаемого явления (например, рода имен существительных, видов глагола и т.д.), подачей его небольшими частями, введением особой системы упражнений, более частым повторением данного явления в последующих упражнениях. Такой путь учёта особенностей родного языка называется скрытым сопоставлением.
Отличительными чертами учебника для V-VI классов национальной школы являются специальные задания с новыми для учащихся словами, со словами, трудными для произношения.
Наглядность, имеющая большое значение в учебнике языка вообще, в условиях обучения русскому языку в национальной школе приобретает особую значимость как одно из средств осуществления практической направленности курса.
Схемы, рисунки, репродукции картин русских художников должны быть направлены на то, чтобы помочь учащимся в составлении предложений и связных текстов. Но их количество в учебниках для национальных школ ограничено, а репродукции картин и вовсе отсутствуют.
Аппарат ориентировки учебника невелик сравнительно с учебниками для русских школ: нет предисловий к учебнику, различных указателей. Отсутствуют в учебнике для национальной школы и справочные материалы типа словариков "Пиши правильно ",
"Произноси правильно", памятки.
Содержание и построение курса по русскому языку в национальной школе устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, который определят содержание и объём курса, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету.