Устная и письменная речь - это два равнозначных способа выражения средствами языка одного и того же содержания.
Устная речь является важным и необходимым условием общей языковой культуры учащегося.
"Письменная речь - это графическая передача устной речи (её звукового потока) и вместе с этим смыслоинтонационного содержания, заключённого в ней." (Шанский, 1988, С.159-165).
Устная и письменная речи тесно между собой связаны, но каждая из них имеет ряд отличий.
Знание этих отличий, как и знание стилистических средств, которыми развивается речь устная и письменная практических навыков в использовании богатств русского языка.
Устная речь представляет собой звуковое оформление слов и зависит от говорящего.
Устная речь экспрессивна, в ней большую роль играют такие факторы, как интонация, тон, темп.
В устной речи широко употребляются присоединительные и вставные конструкции, вводные слова, перифразы и риторические вопросы.
Для успешной речи характерны внелингвистические средства выражения определённого смысла: мимика, жесты. Устная речь включает в себя аудирование (слушание и понимание речи на слух) и говорение (порождение высказывания, речи). Аудирование и говорение на русском языке представляют для учащихся-дагестанцев большие трудности, обусловленные различиями в фонетических системах контактирующих языков. Умение понимать и говорить на неродном языке у двуязычных школьников формируется в результате выработки фонематического слуха (способности различать звуки на слух).
Письменная речь, в процессе пользования которой собеседник отсутствует, требует максимальной полноты языковых средств.
Необходимым условием является умение свободно сочетать предложения в нужной для раскрытия содержания последовательности. В письменной речи не должно быть конструкций, которые могли бы вызвать непонимание той или иной мысли. Кроме того, учащиеся должны знать закономерности синтаксиса связного текста.
Однако, несмотря на существенные отличия, между устной и письменной речью есть непосредственная связь и взаимозависимость. Как устная, так и письменная речь являются средством общения, обе формы языка используют один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и словосочетаний.
Устная речь подготавливает учащихся к овладению навыками письменной речи. Письменная речь способствует закреплению навыков устной речи, облегчая сознательное овладение ими. Кто умеет ясно, точно и последовательно выражать свои мысли в устной речи, тот обнаруживает эти умение и в речи письменной.
Для практического усвоения правописания в национальной школе большое значение имеет выработка произносительных навыков. Подавляющее большинство ошибок в письменных работах обуславливается нарушением норм произношения. Ученик пишет так, как воспринимает на слух и произносит, поэтому усвоение произносительных норм является обязательным условием грамотного письма.
Основное внимание следует уделить выработке навыков произношения трудных для учащихся-дагестанцев звуков и их обозначения на письме.
Определённые трудности вызывает усвоение произношения и правописания тех слов и грамматических форм, у которых произношение и написание не совпадают: безударные гласные, оглушение и озвончение согласных и др.
При этом нарушение норм произношения в пользу правописания, то есть орфографическое проговаривание, не даёт желаемых результатов. Учащиеся должны параллельно усвоить нормы произношения и правописания. Отсюда следует логический вывод: необходимо развивать речь учащихся путём чтения вслух, выразительного чтения, пересказа прочитанного и т.д.
Устные самостоятельные рассказы детей представляют собой прекрасную базу для письменных сочинений.
Велико значение устной речи ученика даже для овладения навыками пунктуации: "Кто научается говорить человеческой речью с расстановками и выражением, а не бормотать, говоря от себя, не лепить слово к слову при чтении книги, у того знак препинания сам просится встать на своё место при изложении живого слова на бумаге." (Чернышев В.И. В защиту живого слова. СПб. - 1912. - С.45)