Методистов очень интересует учебная способность к усвоению литературы, т. е. та способность, которая формируется в процессе систематического школьного обучения и проявляется преимущественно в восприятии литературно-художественного произведения. Так В. П. Ягункова выделила такие основные компоненты литературных способностей: впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений действительности; поэтическая зоркость; хорошая («цепкая») память; способность силой мышления и воображения создавать новые оригинальные образы и сюжеты; лёгкость возникновения творческого состояния, в частности сопереживания; богатство словарного запаса и чувство языка; ассоциативное богатство слова, т. е. богатство словесных ассоциаций. В числе этих компонентов В. П. Ягункова не отмечает способность адекватно и глубоко воспринимать литературные произведения. Однако, частные литературные способности (компоненты) не должны и не могут быть изолированы от такой общей способности всех читающих людей, как способность мыслить словесно-художественными образами. Правда, Ягункова пишет о творческой способности «силой мышления и воображения создавать новые оригинальные образы и сюжеты», но, очевидно, не менее важна способность воссоздавать и постигать действительно новые и оригинальные образы и сюжеты, прежде всего, тех литературных произведений, которые школьник изучает в школе. [1, 21-22]
Когда речь идёт о способности мыслить словесно-художественными образами, тогда в первую очередь выступает как предмет познания сама литература во всей её художественной специфике, как вид искусства, средством которого является образное слово. Следовательно, способность мыслить словесно-художественными образами – это, прежде всего, способность воспринимать словесное искусство как специфическое выражение художественного содержания. Совершенно ясно, что без этой способности невозможна и творческая деятельность ученика в области литературы. [1, 22]
Прежде всего, именно способность мыслить словесно-художественными образами объединяет писателя и читателя, именно эта способность создаёт читающую публику, именно через эту способность, свойственную в разной степени и в разном качественном выражении всем писателям и всем читателям, проходит путь от сердца писателя к сердцу читателя. Можно сказать, что вышеназванная способность – это своего рода структурная связь в динамической системе «художественное творчество – художественное восприятие». Если бы не было этой связи, литература не жила бы той непрерывающейся жизнью, которую ей даёт художественное восприятие множества поколений читателей. [1, 23]