Лекционно-семинарскую систему обучения географии лучше практиковать в 9-10-х классах, а отдельные ее элементы в 6-8-х классах[12].
Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников нужно готовить с 6-го класса, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников.
Слушать лекцию — это значит, понимать содержание, запоминать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, к перегруппировке материала. Учебные темы нужно давать крупными блоками.
В условиях лекционно-семинарской системы обучения учащихся 10-11 классов изучение географии, отдельной темы или раздела, строится по следующей схеме, в следующей последовательности:
-урок-лекция
-урок-практикум
-урок-семинар
-урок-консультация
-урок-зачет.
В зависимости от количества часов данной темы, от ее своеобразия, меняется количество тех или иных форм уроков, их последовательность. Но общая схема от лекции к зачету выдерживается обязательно.
Первоначальное ознакомление происходит на первом уроке. На всех последующих тема опять рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз приходят к нему по-новому и глубже.
Это позволяет :
1 Воспринять единую картину изучаемых явлений.
2 Как следует понять, усвоить и закрепить.
3. Осознать связи между явлениями при анализе материала с разных точек зрения.
Вариант такой системы преподавания:
1 этап: На первом занятии по теме учитель объясняет ее содержание в целом. Урок проводится в форме лекции. Особое внимание уделяется разъяснению основного, главного.
Так, в 10-ом классе можно провести уроки-лекции по темам “Взаимодействие общества и природы”, “Численность населения Земли”, “География промышленности”, “Общая характеристика хозяйства Латинской Америки” и другие.
2 этап: Вслед за лекциями проводятся семинарские занятия, число которых зависит от сложности и объема изучаемой темы. На этих уроках учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, справочником изучают материал, выполняют упражнения.
На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом учащимися решаютя задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. По уровню познавательной активности школьников выделяют традиционные и проблемные семинары.
На традиционном семинаре высокая самостоятельная активность наблюдается лишь у тех детей, которые выступают с сообщениями и у обсуждающих их, поэтому предпочтение следует отдавать проблемным семинарам.
Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Так, например, в 10-ом классе, рассматривая тему “Городское и сельское население”, на обсуждение можно вынести следующие вопросы дискуссионного плана:
§ Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в “планету-город”?
§ Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?
§ Урбанизация – благо или зло для планеты?
§ Как можно прокормить все увеличивающееся население Земли?
3 этап: Практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.
4 этап: Решение задач по теме с целью углубления и развития знаний.5 этап: Зачет, здесь проверяется усвоение учебного материала.