Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции:
Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;
Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки.
Методическую, означающую методическое руководство деятельностью учащихся. Оно осуществляется как через логику науки, так и непосредственным введением на уроках методических рекомендаций по работе над учебным материалом.
В условиях лекционно-семинарской системы обучения все названные функции неразрывно связаны друг с другом, постоянно взаимодействуют, а в ряде случаев переходят одна в другую[2].
2.1.3.2. Дидактические требования
К лекционно-семинарской системе обучения предъявляются следующие важнейшие дидактические требования:
1) Высокая идейность, методологическая и мировоззренческая направленность.
2) Познавательная ценность :высокий научный уровень уроков, отражение на занятиях научно-технического прогресса, использование четких и точных доказательств, высказанных положений и суждений.
3) Неразрывная связь изучаемого материала с жизнью и окружающей действительностью.
4) Мотивация учения: умение использовать различные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала, характеру познавательной деятельности и возрасту учащихся.
5) Реализация замысла на основе высокой активности всех познавательных процессов: развитие творческого мышления, обучение умению учиться, формирование умений и навыков, опора на все виды внимания, восприятия, запоминания и т. д. , создание условий для использования учащимися своих сил и возможностей.
6) Правильный выбор и применение преподавателем разнообразных источников приобретения знаний учащимися, использование различных приемов учебной деятельности.
7) Гибкость методики, умение соотносить ее с возрастом учащихся, уровнем их подготовленности и развития.
8) Развитие у учащихся стремления к знаниям, самообразованию, умения самостоятельно расширять и углублять свои знания.
9) Соблюдение педагогического такта, обеспечивающего правильные взаимоотношения между преподавателем и учащимися.