Страница 2

Учитель. Итак, билеты получены. Мы можем рассаживаться по своим вагонам и, выбрав проводника (капитана), отправляться в путь.

Учащиеся делятся на три команды и выбирают капитана. На доске разными мелками записывают названия команд и баллы, заработанные каждой командой.

Учитель. Добро пожаловать на первую станцию Теоретическую.

Для того, чтобы нам выйти из вагонов нам необходимо ответить на несколько вопросов.

(Команды выбирают билеты с вопросами.)

Фразеологические обороты - это…

1команда. Фразеологические обороты – это устойчивые образные выражения.

Фразеологические обороты называют…

2 команда Фразеологические обороты называют действия, предметы, явления.

Фразеологизмы нужны для…

3 команда Фразеологизмы нужны для того, чтобы делать нашу речь выразительной.

Учитель.

Давайте назовём по одному отличию фразеологических оборотов от свободных словосочетаний

1 команда. В свободном словосочетании можно заменить любое из слов другим словом, а в фразеологическом обороте нет.

2 команда. В свободном словосочетании слова сохраняют свой смысл, а в фразеологическом обороте смысл отдельных слов теряется.

3 команда Свободные словосочетания создаются в речи и не требуют запоминания, а фразеологические обороты не создаются в речи, используются готовыми и требуют запоминания.

Учитель. Вот мы и ответили на все вопросы и можем выйти на эту станцию. Вначале мы отправимся в зоопарк.

Много ли вы знаете зверей?

Учащиеся. Да.

Учитель. Продолжите фразеологизмы, которые указаны у вас в карточках.

1 команда

Упрям как …

Осёл.

Голоден как …

Волк.

Порхать как…

Бабочка.

2 команда

Здоров как…

Бык.

Изворотлив как…

Уж.

Колючий как…

Ёж.

3 команда

Надут как…

Мыльный пузырь.

Нем как…

Рыба.

Болтлив как…

Сорока.

Учитель. Назовите фразеологизмы, связанные с названиями животных.

1 команда 2 команда 3 команда

Вертеться, как белка делать из мухи слона гол как сокол в колесе

Заливаться соловьем узнать от верблюда ворон считать

Гоняться за двумя куры денег не клюют зайцами

А теперь ребята нам нужно отправляться на станцию Увлекательную.

Капитаны передвигают на доске паровозик к следующей станции.

Вот мы и приехали.

Это задание будет называться «Ни пуха ни пера!». Для первой команды нужно определить в каком значении употребляется первое выражение «Ни пуха ни пера». Для второй команды нужно определить в каком значении употребляется второе выражение, а для третьей – третье.

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: - Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

Через час, едва живой,

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Так и вы, мои сыночки,

Коль не слушать маму-квочку

Да нос совать не в те дела

На вас не оставят ни пуха ни пера.

1 команда

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: - Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

Здесь выражение употребляется в переносном значении

2 команда

Через час, едва живой,

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Здесь выражение употребляется в прямом значении.

3команда

Так и вы, мои сыночки,

Коль не слушать маму-квочку

Да нос совать не в те дела

На вас не оставят ни пуха ни пера.

Здесь выражение употребляется в переносном значении

Учитель. Следующая станция Остров капитанов. Нужно написать капитанам за три минуты как можно больше фразеологизмов со словами: голова, нос, глаза, ухо, зуб, язык, рука, нога; а затем назвать их по очереди, чтобы не повторялись. Пока капитаны готовятся, команды отгадывают загадки.

Дружнее этих всех ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой…

1 команда.

Не разольёшь.

Учитель.

Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

2 команда.

Поперёк.

Учитель.

И так устали мы в дороге,

Что еле…

3 команда.

Волочили ноги.

Учитель.

Товарищ просит украдкой

Ответы списать с тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…

Учащиеся.

Медвежью услугу.

Учитель.

Трещат за партою подружки,

Как стая молодых сорок.

А у доски, на зависть, дружно

Рот….

Учащиеся. Закрывают на замок.

Учитель. А сейчас проверим как капитаны справились со своей задачей.

1капитан 2капитан 3капитан

Без царя в голове, дырявая голова, задирать голову,

взять на зуб, зуб на зуб не попадает, вздёрнуть нос,

стоять перед глазами, на глаз, в одно ухо влетает в другое вылетает, язык заплетается, без задних ног, идти в ногу, валиться из рук, в надёжных руках ударить по рукам.

Страницы: 1 2 3 4