Основной целью контрольного этапа опытно-экспериментальной работы является перепроверка правильности теоретических выводов, их коррекция и уточнение. Для выявления результативности спецсеминара, мы провели повторное диагностирование педагогов и детей, при этом использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.
Анкетирование педагогов, проведённого с целью определения их мотивационной готовности к применению метода экспериментирования, показало следующие результаты:
- 100 % опрошенных внесли в воспитательно-образовательный процесс определённые новшества (внедрение новых программ – 45 %, технологий – 55 %);
- 63 % педагогов отметили, что применение новшеств было направлено на решение проблем по повышению познавательной активности дошкольников, 37 % - по решению проблем выражения и отработки эмоциональных состояний у детей;
- все опрошенные (100 %) отметили, что с применением новшеств достигнуты лучшие результаты;
- 46 % воспитателей выразили мнение, что дети, с применением новшеств, стали более активными, 54 % отметили, что повысился уровень познавательного интереса воспитанников, усилилась их познавательная самостоятельность;
- на вопрос «что Вы ждёте от участия в инновационной деятельности?» все педагоги отметили, что ждут личного удовлетворения своим трудом, 74 % - ждут лучших результатов своей работы, 26 % - ожидают общественного признания;
- по мнению опрошенных, из вышеназванных ожиданий подтвердились ожидания у 65 % педагогов.
Таким образом, все педагоги имеют представления о новшествах и инновациях, отмечают позитивные стороны применения нового, считают целесообразным их применение, у основной части воспитателей применение новшеств подтвердило ожидаемые результаты.
Беседа с педагогами, направленная на выявление профессиональных знаний и умений по использованию метода экспериментирования показала, что все педагоги владеют знаниями содержания опытно-экспериментальной деятельности дошкольников своей возрастной группы, ориентируются в применении эффективных методов и приёмов при организации опытно-экспериментальной деятельности детей, умеют объективно диагностировать знания, умения и навыки дошкольников по экспериментированию, применяют метод экспериментирования в разных видах деятельности – на занятиях познавательного цикла, на прогулках, в режимных моментах и самостоятельной деятельности. Все педагоги отмечают, что систематически планируют применение метода экспериментирования с периодичностью 2-3 раза в месяц.
Данные анкетирования, по определению практической готовности педагогов к использованию рассматриваемого метода, позволяют сделать вывод о том, что все воспитатели осознают широкие возможности применения данного метода для развития познавательной активности дошкольников; применяют в педагогической деятельности разные формы экспериментирования – познавательную (направленную на получение новых знаний) и продуктивную (направленную на получение новых конструкций, рисунков, сказок и пр.); поддерживают познавательный интерес дошкольников к опытно-экспериментальной деятельности через сотрудничество и совместную деятельность с ребёнком, оказание эмоциональной поддержки.
В ходе наблюдения за деятельностью педагогов выявлено, что на занятиях познавательного цикла, а также в самостоятельной деятельности дошкольников, педагоги используют методы развивающего обучения, в том числе и экспериментирование; воспитатели предоставляют детям больше самостоятельности, поддерживают их инициативу; предоставляют воспитанникам право выбора (оборудования, видов деятельности и пр.).
Результаты наших исследований можно представить в таблице 3
Таблица 3 Результаты оценки профессионализма педагогов на контрольном этапе
№ п/п |
Перечень профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей |
Средний балл (0, 1, 2). |
1 |
Знание содержания опытно-экспериментальной деятельности дошкольников своей группы. |
1,9 |
2 |
Знание методов и приёмов опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. |
2 |
3 |
Умение объективно диагностировать знания, умения и навыки детей по опытно-экспериментальной деятельности. |
2 |
4 |
Умение применять метод экспериментирования в разных видах деятельности: а) занятия познавательного цикла; |
1,8 |
б) прогулки; |
1,9 | |
в) режимные моменты. |
1,9 | |
5 |
Грамотная организация развивающей среды, мини-лаборатории. |
2 |
6 |
Качество подготовки к занятиям. |
2 |
7 |
Умение грамотно планировать деятельность с применением экспериментирования. |
2 |
8 |
Знание методики проведения экспериментов с объектами живой и неживой природы. |
1,9 |
Итого: |
1,94 |