Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самостоятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников. Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Основные способы педагогического воздействия на детей.
1. Приучение: детям даётся определённый образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показывать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторять то или иное действие, например, правильно держать нож и вилку. Следует добиваться осознания ребёнком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребёнок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом, или одной вилкой.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к доли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом, необходимым ребёнку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребёнок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создаёт эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выявить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Её разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребёнок может высказать своё мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно её построить.
Вся жизнь ребёнка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.