Анализ предметной среды дошкольного учреждения позволяет сделать вывод о том, что в каждой группе созданы элементарные условия в виде мини-лабораторий для применения метода экспериментирования. В ходе беседы с педагогами, выявлено, что в каждой группе родители воспитанников принимали активное участие в создании условий для детского экспериментирования.
Однако выявлено, что их содержание не в полной мере соответствует возрастным требованиям дошкольников. Оборудование во 2-й младшей и старшей группах расположено хаотично и бессистемно: не предусмотрено наличие необходимых для систематизации материала разделов («Вода», «Воздух», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», «Почва», «Свет», «Звук»). В средней и подготовительной группах разделение оборудования частичное. Имеющиеся в наличии приборы-помощники (увеличительные стёкла, безмены, компасы, магниты, лупы) не в полной мере соответствуют требованиям, так как по количеству не рассчитаны на подгруппу детей. Отсутствуют во всех группах приборы для измерения массы и времени.
Во всех группах не предусмотрено использование детьми спецодежды для проведения экспериментов и опытов. Недостаточное внимание уделяется применению демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности.
Не в полной мере педагоги занимаются ведением соответствующей документации: тематические перспективные планы работы имелись в 2-х группах, карточки-схемы проведения экспериментов и опытов – в 3-х группах, во всех группах отсутствует фиксация результатов.
С целью определения популярности и степени использования детьми оборудования мини-лабораторий, мы применяли метод наблюдения за самостоятельной деятельностью дошкольников. В процессе наблюдения выявлено, что часть детей не проявляют интерес к содержимому лаборатории в самостоятельной деятельности, часть детей использует оборудование не по назначению. Таким образом, в самостоятельной деятельности дошкольников экспериментирование не находит отражение.
Опираясь на труды исследователей экспериментальной деятельности дошкольников [16], мы оценивали формирование навыков экспериментирования по следующим показателям: отношение к экспериментальной деятельности; целеполагание; планирование; реализация; рефлексия.
Для более точного отслеживания динамики развития навыков экспериментирования детей дошкольного возраста, было использовано качественное описание этих уровней (Приложение 10).
Итак, результаты изучения уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, позволили констатировать следующее:
Высокий уровень был зарегистрирован только у 4,2% детей, средний – 33,3% детей, уровень ниже среднего показали 62,5% детей. Результаты констатирующего эксперимента по определению уровней овладения детьми дошкольного возраста деятельностью экспериментирования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровни овладения детьми дошкольного возраста деятельностью экспериментирования
Т.о., для широкого применения метода экспериментирования в практику ДОУ, необходимо перестроить работу с кадрами, повышая квалификацию педагогов, их теоретический уровень, развивая потребность в преобразовании воспитательно-образовательного процесса, решению данной проблемы, будет способствовать ряд организационно-методических мероприятий, направленных на применение педагогами ДОУ метода экспериментирования.