Для более адекватной оценки теоретической и практической подготовки педагогов к использованию метода экспериментирования, мы выбрали наблюдение за деятельностью педагогов в организованной и свободной деятельности детей. В результате этого выявлено, что в организованной деятельности, в частности, на занятиях познавательного цикла, педагоги используют метод экспериментирования лишь в некоторых случаях. Выявлена закономерность – чаще при организации занятий к данному методу обращаются педагоги, имеющие более высокую квалификацию (I кв. категорию), нежели их коллеги (педагоги II кв. категории). В режимных моментах и самостоятельной деятельности этот метод не находит применения.
Причиной выявленных недостатков является недостаточное владение педагогами методами проблемного изложения материала. В процессе наблюдения отмечаются опасения воспитателей предоставлять детям больше самостоятельности, поддержать инициативу детей; в недостаточной мере предоставляется право выбора (оборудования, видов деятельности и пр.), без чего применение метода экспериментирования крайне затруднительно.
Результаты наших исследований можно представить в таблице 1, где оценка профессионализма педагогов осуществлялась в баллах:
2 балла – высокий уровень – отмечается высокий уровень знаний, применение на практике;
1 балл – средний уровень – недостаточное владение знаниями, умениями, навыками, вызывает затруднения в применении на практике;
0 баллов – низкий уровень – отсутствует система знаний, не применяется в практике.
Таблица 1 Результаты оценки профессионализма педагогов на констатирующем этапе
№ п/п |
Перечень профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей |
Средний балл (0, 1, 2). |
1 |
Знание содержания опытно-экспериментальной деятельности дошкольников своей группы. |
1,5 |
2 |
Знание методов и приёмов опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. |
2 |
3 |
Умение объективно диагностировать знания, умения и навыки детей по опытно-экспериментальной деятельности. |
1,5 |
4 |
Умение применять метод экспериментирования в разных видах деятельности: а) занятия познавательного цикла; |
1 |
б) прогулки; |
1 | |
в) режимные моменты. |
0 | |
5 |
Грамотная организация развивающей среды, мини-лаборатории. |
1 |
6 |
Качество подготовки к занятиям. |
2 |
7 |
Умение грамотно планировать деятельность с применением экспериментирования. |
1 |
8 |
Знание методики проведения экспериментов с объектами живой и неживой природы. |
1 |
Итого: |
1,5 |
Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметной среды. Создание условий для применения данного метода должно опираться на положение Л.С. Выготского о роли зоны ближайшего развития ребёнка и теории амплификации дошкольного детства А.В. Запорожца. [5]