Ход урока
Организационный этап
Учитель:
Здравствуйте! Садитесь!
(Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
Дежурный, кто отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II. Мотивационный этап
.
Учитель:
Ребята! Все вы работали на токарном станке, и делали различные изделия из древесины.
- Скажите, пожалуйста, какие детали возможно сделать из древесины на токарном станке?
Ученики:
Скалку, вазу, стакан, тарелку…
Учитель:
Правильно! А какую форму нужно придать заготовке до получения фасонных поверхностей?
Ученики:
Нужно придать заготовке цилиндрическую форму, обтачивая ее полукруглой стамеской.
III. Тема и цели урока.
Учитель:
Итак, тема сегодняшнего урока «Точение конических и фасонных деталей», обратите внимание на доску, где она записана.
Сегодня вы будете изготовлять ручки напильника и дополнительным заданием будет изготовление школьной указки.
IV. Подготовка к выполнению трудового задания.
1) Трудовое задание.
Учитель:
От вас требуется изготовление ручки напильника. Откройте учебники, на странице 47 в таблице 2 дана технологическая карта, где имеется последовательность изготовления ручки напильника.
На первом этапе изготовления ручки напильника нужно разметить центры торцов, затем просверлить один торец Ш3 мм на глубину 6 мм (Ш3X6). Для этого вам потребуется линейка, карандаш, шило, коловорот и сверло.
Далее необходимо прострогать ребра рубанком до восьмигранника и пропилить под трезубец паз глубиной 5 мм.
На следующем этапе следует закрепить заготовку на станке и точить цилиндр Ш40 по всей длине. Затем разметить заготовку по размерам заданным в технологической карте.
Протачивать цилиндры необходимо под диаметры Ш27X37 и Ш30X5.
Потом фасонную поверхность точить в направлении от а к в от с к в до Ш25 и подрезать левый торец детали на Ш10 и точить фасонную поверхность от а к d. Правый торец заготовки подрезать до Ш10, далее проточить фаски 2X45є и потом нужно шлифовать деталь.
Наконец необходимо снять деталь и зачистить торцы.
Учитель:
Следующим заданием является изготовление школьной указки.
На доске даны необходимые размеры.
Сначала следует разметить заготовку по размерам, а затем закрепить заготовку на столе. Заготовку следует закрепить за один конец и вставить упор в виде бруска. Далее прострогать ребра рубанком. Ровность заготовки следует на глаз, сравнивая начало и конец указки.
2) Планирование работы учащимися с опорой на технологическую карту.
3) Повторение знакомых приемов работы.
4) Возможные ошибки.
а) при обтачивании цилиндрических поверхностей:
часть поверхности детали осталась необработанной;
причины: недостаточные размеры заготовки (мало припуска на обработку), кривизна заготовки, неправильная ее установка и неточная выверка;