Разнообразие тем и видов труда, предусмотренных программой трудового обучения, требует от учителя особого внимания к тематическому и перспективному планированию уроков.
Процесс планирования подразделяют на два этапа: – перспективное планирование и составление календарного плана. Перспективное планирование предполагает разработку общей стратегии на весь учебный год или полугодие. Прежде всего производится так называемые разноска часов по четвертям: из всего количества программных часов, отведенных на изучение раздела, определяется сколько часов отводиться на каждую четверть, на каждый вид труда. Приступая к этой работе, учитель обращается к Программам по трудовому обучению в начальной школе.
В настоящее время учитель может использовать при планировании трудового обучения младших школьников разные программы, среди них и авторские, и традиционные. Остановимся на краткой характеристике некоторых их них.
Одной из авторских Программ по трудовому обучению младших школьников является «Школа мастеров» автор Т.М. Геронимус. Данная программа рассчитана на 4-х летнюю начальную школу, учебная трудовая деятельность в ней рассматривается как средство познания окружающего мира, а ребенок в нем как преобразователя этого мира. Цель трудового обучения будет достигнута, считает автор, если ребенок займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже сделал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».
Следующей авторской Программой трудового обучения младших школьников, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ является Программа Цирулик Т.Н. «Умные руки». Ее цель: развитие интеллектуальных способностей, повышение интереса к познанию нового, расширение кругозора учащихся.
На основе изучения содержания вышеуказанных программ учитель осуществляет перспективное планирование, т.е. производной разноску часов по четвертям: из сего количества программных часов, отведенных на изучение раздела, определяет сколько часов отводится на каждую четверть. После этого определяется последовательность происхождения материала в объеме установленного времени.
В календарном плане отражается тема каждого урока и их последовательность с указанием количества часов и точной даты проведения.
В качестве примера мы проводим разработанный нами перспективно-тематический план работы по аппликационным работам с природным материалом для учащихся 1 класса. План составлен на основе содержания Программы по трудовому обучению «Умные руки» автора Цирулик Н.А.
Тема и краткое содержание урока |
Образовательная цель урока |
Развивающая цель урока |
Воспитательная цель урока |
Тип урока |
Методы обучения |
Инструменты и приспособления |
Наглядность, ТСО | |||
Приемы приклеивания деталей без разметки. Вступительная беседа. Анализ изделия. Правила техники безопасности. Выполнение аппликации. Итоговая беседа. |
Научить детей аппликационным работам с природным материалом; научить приему приклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу. |
Развивать ассоциативное мышление, умение создавать образ по ассоциации с формой предмета. |
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус. |
урок изучения нового материала |
словесный, наглядный, практический |
природный материал, картон, клей ПВА, клеенка, фартук, тряпочка для рук. |
образец изделия, природный материал, заготовка для основы; | |||
Аппликация из листьев. Бабочка. Рассказ учителя о картине «Золотая осень» И.С. Остроухова. Беседа об осени. Отгадывание загадок. Разгадывание ребуса. Выполнение аппликационных работ. Итоговая беседа. |
учить выполнять аппликацию из листьев деревьев – бабочку и соразмерять при этом ее части; |
развивать мелкую мускулатуру рук, мышление, воображение;развивать желание сделать аппликацию красивой. |
воспитывать бережное отношение к природе, способствовать познанию детьми красоты родной природы; |
комбинированный |
словесный, наглядный, практический |
букет осенних листьев; гербарий осенних листьев разной формы; листья деревьев; ягоды шиповника; веточки; пластилин; клей; ножницы. |
репродукция картины И.С. Остроухова «Золотая осень»; карточки со стихотворениями о листьях, об осени, о желуде; | |||
Изделие «Осенний букет». Просмотр слайдов «Цветы». Беседа о цветах. Работа по учебнику стр. 71. повтор правил безопасности работы с ножницами. Гимнастика для пальцев. Выполнение аппликационных цветов из природного материала. Итоговая беседа. |
прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом; закрепить знания учащихся о цветах; |
развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление. |
воспитывать ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручку. |
комбинированный |
словесный, наглядный, |
ПК, слайды «Цветы», магнитофон, аудиозапись песни «Городские цветы», природные материалы: семена клена, плоды рябины, плоды шиповника, еловые шишки, сухие веточки, ножницы, гуашевые краски, кисточка для красок, баночка для воды. |
образцы, выполненные из природного материала, иллюстрации цветов. | |||
Аппликация из листьев «Овощи». Отгадывание загадок про овощи. Беседа о овощах. Гимнастика для глаз. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение аппликационных работ. Физкультминутка. Итоговая беседа. |
прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом – листьями; познакомить с понятием «овощи»; учить выбирать нужный материал для изготовления определенной поделки. |
развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление, расширять кругозор. |
воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность в работе. |
урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий. |
словесный, наглядный, практический |
цветной картон, клей ПВА, листья различных пород деревьев, травянистых растений, лист для черновой работы, тряпочка для рук. |
образцы аппликаций из листьев, иллюстрации моркови, лука, капусты. | |||
Аппликация из листьев «В лес за грибами». Беседа о грибах. Работа по учебнику. анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для глаз и пальчиков. Выполнение аппликации по образцу. Итоговая беседа. |
прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом – листья; дать первоначальные сведения о грибах, учить различать грибы; |
развивать умение изготовлять аппликацию из природного материала; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление. |
воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие. |
урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий. |
словесный, наглядный, практический |
картон, природный материал, клей, ножницы, лист для черновой работы, тряпочка для рук. |
иллюстрации грибов, карточки с напечатанными названиями грибов. | |||
Аппликация из листьев «Чудо-животные». Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса». Повторение ранее изученного об аппликации. Анализ образца. Правила техники безопасности. Выполнение аппликации. Итоговая беседа. |
прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом; учить работать по намеченному плану, с природным материалом. |
развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление. |
воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе. |
урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий. |
словесный, наглядный, практический |
магнитофон, аудиозапись «Звуки леса», цветной картон, лист для черновой работы, природный материал, клей ПВА, ножницы, тряпочка для рук. |
рисунок «Разнообразие форм листа», карта поэтапного выполнения работ. | |||
Мозаика «Цветок». Беседа о мозаике. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика. Выполнение мозаики. Итоговая беседа. |
познакомить с новым видом мозаики с использованием природного материала; учить выполнять мозаику; |
развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление, память. |
воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе. |
комбинированный |
словесный, наглядный, практический |
семена фруктов, природные материалы – листья, крышка от пластиковой круглой банки, картон, тряпочка для рук. |
образец мозаики «Цветок», наброски различных рисунков для выполнения мозаики. | |||
Мозаика из скорлупы. Беседа о мозаике. Технология выполнения мозаики. Выполнение мозаики из скорлупы. Итоговая беседа. |
дать необходимые понятия о мозаики, ее видах, технологии выполнения и применении, ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения мозаики из скорлупы. |
выработать навыки выполнения мозаики, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность. |
сформировать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание. |
урок изучения нового материала |
словесный |
рисунок – образец, скорлупа, гуашь, кисточка для нанесения клея ПВА, клей ПВА, технологическое стекло, приспособление для мозаики. |
образцы мозаики, инструкционные карты. | |||
Мозаика из речной гальки. Работа по учебнику. Беседа о мозаике. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальцев, глаз. Выполнение мозаики. Физкультминутка. Итоговая беседа. |
познакомить с новым видом мозаики с использованием речной гальки; расширить и углубить знания, а так же освоить приемы при изготовлении декоративного панно; сформировать умение работать в коллективе. |
Развить умения и навыки работы с различными декоративными материалами; развитие фантазии и творческого подхода к выполнению работы. |
Воспитать аккуратность, точность. |
комбинированный |
словесный, наглядный |
простой карандаш, маркер, кисти, щетка и губка, молоток, ножницы; бумага для эскизов, оргалит для основы, речная галька, гуашь, бронзовая краска, клей ПВА, лак |
технологическая карта, декоративные панно из речной гальки | |||