Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.
8 этап «Смысловая характеристика картины»
Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.
Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Ее организация основана на методе «Каталог». Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?
Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение.
9 этап «Составление рассказов-фантазий»
Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием «Пришел в гости волшебник .». Приглашаются волшебники:
1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
2. Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).
3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
4. Волшебник МогуВсе-МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).
6. Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).
10 этап «Составление сказок нравственно-этического характера»
Предложить детям сочинить сказку по картине.
Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.
Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).
Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.
Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике.Обсуждение мнения каждого героя. Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.
Придумывание названия сказки.
11 этап «Составление рифмованных текстов по картине»
Работа должна строиться в определенной последовательности.
Сначала с детьми проводится игра «Складушки-ладушки», в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины.
Затем педагог побуждает детей составлять двухстрочные рифмующиеся фразы.
На последнем этапе идет создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.
На занятиях по развитию речи проводить с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов.
Целесообразно возвращаться к сочиненным детьми рифмованным текстам с целью их модификации.
Алгоритм мыслительных действий при составлении рифмованных текстов
1. Выбор объекта, определение его свойств, действий и места разворачивания событий.
2. Подбор рифмующихся между собой слов.
3. Работа по алгоритмам создания рифмованного текста.
В заключении работы выразительное чтение текста.