Формирование знаний в пространственной локализации явлений, выходящими за пределы, охватываемые нашим взглядом, осуществляется посредством их схематизации - в основном посредством работы с картой и картосхемой.
Пространственные отношения между явлениями, воспринятые на основе карты, запоминаются с большим трудом и менее прочно, чем воспринятые на основе изобразительного материала. Происходит это, очевидно, оттого, что создаваемые у детей представления об условных знаках карты значительно менее отчетливы и устойчивы, чем образные представления о людях и предметах, создаваемые на основе картины. Дети значительно легче воспроизводят в своем воображении реалистические образы картин в их соотношении друг с другом, чем условные знаки карты
Пространственные связи и отношения усваиваются тем отчетливее и прочнее, чем проще и нагляднее сама схема.
В формировании знаний о пространственных отношениях в истории существенную роль играет зрительная память учащихся, опирающаяся на изобразительную и условную наглядность. Существенное значение имеют яркость и образность самого материала. Не менее важен и прием мысленного наложения на карту линейных схем. В усвоении пространственных отношений большую роль играет мыслительная деятельность учащихся. Если знание пространственных отношений необходимо для понимания экономической, политической истории и истории культуры, то, в свою очередь, осознание учащимися существенных экономических, политических и культурных связей между различными пунктами и районами способствует формированию знаний о пространственных отношениях между ними
Усвоению главного, существенного в исторических явлениях помогают схемы разных типов. Поскольку в литературе нет единого общепринятого понимания схем как учебных пособий, то мы, прежде всего, говорим, о каких схемах-пособиях по истории идет здесь речь, и наметим их основные виды.
Под схемой как учебным пособием по истории понимается чертеж или рисунок, знакомящий школьников с определенными существенными чертами исторических явлений. Ее основной педагогический смысл и отличие от учебной картины заключается в том, что в ней обозначены различными изобразительными средствами те стороны, свойства и связи изучаемых явлений, на которые нужно направить вин мание и мысль школьника, и отсутствуют те, от которых он должен абстрагироваться, отвлечься при изучении данных явлений. Простейшим видом схемы как учебного пособия по истории является схематический рисунок предметов. В отличие от других видов схем он создает образ предмета. Но в отличие от фотографии или картины образ в схеме идеализирован, из него устранены детали, он передает лишь наиболее существенные черты предмета. При изображении сложного предмета схематический рисунок отчетливо выделяет каждую из его частей и показывает связи между ними. Таков, например, схематический рисунок прялки, на котором обозначены колесо, веретено, педаль с ногой на ней, отчетливо раскрыто взаимодействие между ними. Рисунок средневековых крепостных укреплений в разрезе показывает ров с водой, обложенный камнями, примыкающий к нему вал и стоящую на валу стену и башню.
Схематический рисунок осуществляет изобразительными средствами и анализ, и синтез предмета. Он часто позволяет показать в предмете то, что нельзя увидеть на фотографии или реалистическом рисунке. Широко, например, известен рисунок пирамиды в разрезе, показывающий не только ее внешний контур, но и внутреннюю кладку плит, устройство погребальной камеры и хода к ней; таковы же разрезы корабля и т. п. На схематическом рисунке могут быть показаны не только неодушевленные предметы, но и люди. Например, к схематическому рисунку приближается рисунок македонской фаланги в учебнике по истории древнего мира.
В обучении целесообразно сопоставление реалистического изображения предмета и его схематического рисунка. В этом случае у учащихся создается конкретный образ, а в их сознании вычленяются важнейшие свойства и связи предмета. Это является и лучшим приемом объяснения учащимся отличия схематического рисунка от реалистического.