Эти противоречия объясняют актуальность проблемы, заключающейся в неразработанности научно-педагогических основ процесса формирования личностной саморегуляции младших школьников в условиях партнерских отношений со сверстниками.
Понимание важности выделенной проблемы определило тему нашего исследования: «Формирование личностной саморегуляции младших школьников в условиях партнерских отношений со сверстниками».
Объект исследования — образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования — процесс формирования личностной саморегуляции младших школьников в условиях партнерских отношений со сверстниками.
Цель исследования — научное обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности процесса формирования личностной саморегуляции младших школьников в условиях партнерских отношений со сверстниками.
Теоретико-методологическую основу исследования составили психолого-педагогические теории о развитии личности (Л. И. Анцыфе-рова, Л. С. Выготский, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн); концепции осознанной саморегуляции личности (О. А. Конопкин, Ю. А. Миславский, В. И. Моросанов, А. К. Осницкий); положения теории деятельности и субъектно-дея-тельностного подхода к развитию личности (Н. М. Борытко, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн); концепция целостного подхода в образовании (Ю. К. БабанскиЙ, Н. М. Борытко, В. С. Ильин, В. В. Краевский, Н. К. Сергеев); концепция личност-но ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Зайцев, В. В. Давыдов, В. И. Данильчук, В. В. Сериков, Е. А. Крюкова и др.); теория развития личности младших школьников (Н. Ф. Виноградова, В. В. Давыдов, Н. Б. Истомина, Д. Б. Эльконин); идеи развития личности в условиях партнерских отношений (Л. И. Божович, И. А. Зимняя, Г. А. Цукерман). В ходе нашей работы были поставлены и решались следующие задачи.
1. Уточнить научное знание о сущности личностной саморегуляции младших школьников. Решение этой задачи было призвано подтвердить положение гипотезы о том, что личностная саморегуляция младшего школьника будет рассматриваться как системообразующее свойство личности, проявляющееся в управлении своей целенаправленной активностью, внутренней регуляции поведения на основе осознания и принятия общественных требований; структурными компонентами, определяющими специфику ее формирования, выступят мотивационно - целевой, эмоционально-волевой, деятельностно - практический, рефлексивно-оценочный.
2. Выявить педагогические возможности партнерских отношений со сверстниками как условия, влияющего на формирование личностной саморегуляции младшего школьника. Мы предполагали, что партнерские отношения со сверстниками будут рассматриваться в качестве условия, обеспечивающего самоорганизацию учащихся на основе добровольной ответственности, равенства в достижении общих целей и результатов деятельности. Выделение этапов становления партнерских отношений и соотнесение их с основными компонентами личностной саморегуляции позволили нам смоделировать процесс ее формирования и обозначить основные функции педагога в данном процессе.
Партнерские отношения понимаются как отношения, организованные в процессе совместной деятельности и направленные на достижение общих целей, на основе равноправного взаимодействия, демократического стиля общения, добровольного признания личности партнера как свободного, неповторимого субъекта жизнедеятельности- Партнерские отношения регулируются нормами и правилами, принятыми в группе сверстников, и принимаются участниками отношений безусловно.