Объект исследования — профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей в высшем учебном заведении.
Предмет исследования — процесс подготовки будущих учителей к импровизации в профессиональной деятельности.
Цель исследования — научно обосновать и проверить в условиях опытно-экспериментальной работы модель подготовки будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности.
Для достижения этой цели следовало решить четыре задачи. Первая из них — выявить сущностные характеристики педагогической импровизации как особого вида творческой профессиональной деятельности учителя. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме педагогической импровизации (В. И. Загвязин-°кий, В. Н. Харькин, В. А. Кан-Калик, Л. Ю. Берикханова и др.) позволил рассмотреть импровизацию как особый вид творческой педагогической деятельности, осуществляющийся на основе теоретических знаний и предшествующего опыта педагога, проявляющийся внешне как быстрое реагирование на педагогические проблемы и задачи, возникающие в том числе и спонтанно, в процессе педагогического взаимодействия, ведущий к субъективно новому творческому их решению.
К содержательным характеристикам педагогической импровизации относятся следующие: 1) она представляет собой своего рода метадеятельность, осуществляемую в контексте воспитания и обучения] 2) является целенаправленной; опирается на законы воспитания и обучения, т. е. имеет законосообразный характер; 3) представляет] собой вид творческой педагогической деятельности и включает вся этапы творческого процесса; 4) для нее характерны совпадение процессов создания и исполнения или их минимальный разрыв, их сиюминутность; 5) базируется, с одной стороны, на интуиции (иррациональная составляющая), с другой — на глубоких теоретических знаниях, развитых профессионально-педагогических умениях и анализе) опыта педагогической деятельности, для чего необходимы сформированные рефлексивные умения (рациональный компонент); 6) целесообразность и результативность педагогической импровизации во многом зависят от личностных качеств педагога.
Этот вывод дал нам основание для решения второй задачи — обосновать структурно-функциональные характеристики, критерии и уровни готовности будущих учителей к педагогической импровизации в профессиональной деятельности как особой цели профессиональной подготовки. Проанализировав различные исследования педагогической деятельности (как уже ставшие классическими работы С. Л. Рубинштейна, А. К. Марковой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др., так и современные работы по проблемам подготовки учителя — И. А. Колесниковой, Н. К. Сергеева, Е. П. Белозерцева, М. В. Николаевой, А. И. Мищенко и др.) и проведя диагностический эксперимент, мы пришли к выводу, что готовность будущих учителей к педагогической импровизации представляет собой важнейшее условие успешной реализации возможностей личности педагога в профессионально-педагогической деятельности.
Основными функциями готовности будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности являются мотивационно-побудительная, коммуникативная, гностическая, или познавательная, рефлексивная. Компонентами готовности будущих учителей как цели и результата их подготовки к импровизации в профессионально-педагогической деятельности являются эмоционально-мотивациопный, обеспечивающий направленность личности учителя на импровизационную педагогическую деятельность; содержательно-смысловой, обеспечивающий понимание сущности и управления процессом педагогической импровизации; операционально-творческий, реализующий способность к импровизации в практической деятельности; личностно-рефлексивный, предполагающий осознание, оценку человеком своих знаний, умений, результатов деятельности. Выделены целостные показатели сформированное™ перечисленных компонентов, которые позволяют выделить три уровня готовности будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности: низкий — характеризуется мотивацией вынужденного решения педагогической задачи на основе импровизации, умением выполнять действия по образцу, в проблемных ситуациях чаще всего проявляется растерянность; средний — характеризуется устойчивой мотивацией, ядром которой выступает понимание необходимости педагогической импровизации, появляется желание импровизировать самостоятельно, в случае неудач идет анализ, импровизации с домашней заготовкой часто удаются; высокий — характеризуется ярко выраженной потребностью в педагогической импровизации, компоненты готовности объединены в единое целое, структура готовности четкая, в основе ее лежит потребность в использовании импровизации в педагогическом процессе.