В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся: фронтальная, звеньевая, индивидуальная.
Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.
Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Мы используем фронтальный метод обучения на уроках "Счетная гладь", "Вышивка крестом", "Простой гобеленовый шов".
Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинства этой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. При разработке конспектов уроков мы использовали этот метод при выполнении практических работ – построение схем для вышивания с применением информационных технологий.
Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования. При разработке конспектов уроков для 6 класса по разделу "Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка" мы не применяли индивидуальную форму обучения. [10, с.120-123]
Структура комбинированного урока:
· Внешняя;
· Внутренняя.
· Внешняя структура включает в себя 3 элемента:
· Вводный инструктаж;
· Самостоятельная работа и текущий инструктаж;
· Заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж предназначен для создания теоретической основы практической деятельности учащихся на уроке.
Внутренняя структура выстраивается в логике основных звеньев учебного процесса, т.е.: подготовка ученика к изучению нового материала, выдача информации, её закрепление.
Вводный инструктаж включает в себя 5 основных элементов внутренней структуры:
1) подготовка учащихся к изучению нового материала (постановка темы, цели, актуализация знаний);
2) сообщение новых знаний;
3) самостоятельное получение учеником новых знаний
4) текущее повторение, первичное закрепление;
5) создание ориентировочной основы деятельности учащихся на уроке - предназначены для создания образа предстоящей практической работы учащихся.
Самостоятельная работа и текущий инструктаж.
Внутренняя структура этого элемента строится по видам самостоятельной работы учащихся:
1) самостоятельная работа по получению новых умений;
2) самостоятельная работа по совершенствованию умений на основных и заключительных этапах;
3) творческая проектная деятельность.
Заключительный инструктаж. Его внутренняя структура:
· обобщение и систематизация изученного;
· контроль и оценка знаний, умений, навыков;
· выдача домашнего задания.