Одним из методов научного исследования наиболее подходящим для изучения и анализа интеллектуального развития группы учащихся является педагогический эксперимент. В ходе его проведения предстоит выяснить, каким образом факультативные занятия влияют на изменение умственного, логического, абстрактного мышления.
В период прохождения педагогической практики в МОУ СОШ с. Сырьяны мною были разработаны факультативные занятия для учащихся 11 класса по теме «Объемы многогранников». В дальнейшем данными конспектами воспользовались учителя для преподавания в своих классах. Кроме конспектов уроков была разработана система заданий для контроля знаний учащихся (самостоятельные и контрольные работы, тесты) [15], [20],[26], [35].
Эксперимент проводился в ПТУ № 16 г. Белая Холуница в группах С‑21 и С-22. Эти группы сформированы на базе 9-летнего образования из учащихся города и района. На первом курсе они изучили материал 10-11 классов (по учебнику Л. С. Атанасяна), а на втором предполагалась углубленная работа по некоторым из тем пройденного курса. На момент проведения занятий ученики были знакомы с понятиями многогранника, объема многогранников, телами вращения.
На первом занятии учащимся была предложена самостоятельная работа, в которую были включены вопросы, охватывающие исследуемую тематику.
Работа №1
Задача 1.1:
Основанием прямого параллелепипеда является ромб, диагонали которого равны 24
см и 10
см. угол между меньшей диагональю параллелепипеда и плоскостью основания равен 450. Вычислите объем параллелепипеда.
Задача 1.2:
Основанием пирамиды МАВС с равными боковыми ребрами является прямоугольный треугольник. Его гипотенуза АВ равна с, ВАС=. Угол между плоскостями основания и грани МАС равен . Вычислите объем пирамиды.
Задача 1.3:
В шаре радиуса R высверлена коническая воронка, ось которой совпадает с диаметром шара. Найдите объем оставшейся части шара, если угол при вершине в осевом сечении воронки равен .
В эксперименте приняли участие 20 человек. В ходе проверки и обработки данных получены следующие результаты:
№ задачи |
1 |
2 |
3 | |||
Количество учащихся |
20 |
100% |
20 |
100% |
20 |
100% |
Сделали чертеж |
20 |
100% |
20 |
100% |
17 |
85% |
Не решили задачу |
3 |
15% |
7 |
35% |
12 |
60% |
Ход решения верный, но допущена ошибка |
4 |
20% |
5 |
25% |
5 |
25% |
Решили верно |
13 |
65% |
8 |
40% |
3 |
15% |