Отсюда и название концентрированной серной кислоты – купоросное масло т.к. ее раньше получали нагреванием купоросов, и она конденсировалась в реторте.
Названия соединений: FeSO4·7H2O – гептагидрат сульфата меди (II) (железный купорос), СoSO4 · 7H2O – гептагидрат сульфата кобальта (кобальтовый купорос), CuSO4· 5H2O – пентагидрат сульфата меди (II) (медный купорос);
Свойства купоросов – способность к дегидратации:
Демонстрация: разложение купоросов при нагревании.
Оборудование: сухие пробирки, медный купорос, кобальтовый купорос, никелевый купорос, штатив, горелка, спички, вода.
а) Для обнаружения кристаллизационной воды в кристаллогидратах в три пробирки кладут последовательно, несколько кристаллов медного купороса, никелевого купороса, кобальтового купороса закрепляют ее наклонно (отверстием вниз) в лапке штатива. При нагревании находящегося в пробирке медного купороса из него выделяется вода, пары ее конденсируются, капельками стекают в стакан и растворяют перманганат калия. Яркий цвет раствора хорошо виден издали. Спрашиваем у учащихся, какие признаки химической реакции вы видите (изменение окраски солей, образование нового вещества – воды)? Пишем уравнения химической реакции. После того как пробирки остынут мы добавляем немного воды в каждую из них и показываем обратимость данных превращений [3], [30].
t
CuSO4 · 5H2O = CuSO4 + 5H2O↑
синий белый
t
CoSO4 · 7H2O = CoSO4 + 7H2O↑
красный синий
t
NiSO4 · 7H2O = NiSO4 + 7H2O ↑
изумрудно-зеленый желтый
III. Итоги урока:
1. Итак, какие соединения образует сера в степени окисления + 6?
2. Как можно определить наличие сульфат иона в веществе?
3. Что такое купоросы?
IV.Домашнее задание: изучить свойства соединений серы в СО +6.
План урока: кристаллогидраты
Цели:
Образовательная: дополнить, расширить и систематизировать знания учащихся о кристаллогидратах
Воспитательная: в целях формирования научной картины мира показать действие законов диалектики
Развивающая: в целях развития логического мышления продолжать развивать умения мыслить, обобщать, систематизировать.
Тип урока: обобщающий
Планируемые результаты: после урока у учащиеся должно сформироваться целостное представление о кристаллогидратах, об их структуре, устойчивости, классификациях, применении.
Ход урока:
I. Мобилизующее начало урока.
1. Организация класса.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания: решение задачи на определение теплоты гидратации. Спрашиваем учащихся, как называются образующиеся в водном растворе продукты гидратации? Что можно сказать об их устойчивости?
Но как мы уже знаем, существуют так же и продукты гидратации, которые способны сохранять устойчивость при удалении растворителя. Как они называются? Давайте запишем тему урока – кристаллогидраты.
II. Изучение нового материала.
Дайте определение кристаллогидратам?
Как называется вода, содержащаяся в кристаллогидратах (кристаллизационная)?
Дайте классификацию кристаллогидратов по типу кристаллизационной воды (внутрисферные и внешнесферные)? Приведите примеры.
Допишите уравнения реакций и назовите образующиеся продукты:
CuSO4 + 5H2O = ?
CoSO4 + 7H2O = ?
NiSO4 + 7H2O = ?
Как, одним словом можно назвать данные кристаллогидраты?
Как вы думаете, процесс дегидратации любого кристаллогидрата происходит при одинаковой температуре? Давайте рассмотрим конкретные примеры:
1) Кристаллизационная вода удерживается в кристаллогидрате слабыми межмолекулярными связями, то она легко удаляется при нагревании:
Na2CO3· 10H2O = Na2CO3 + 10H2O (при 120 ° С)(частично процесс идет при комнатной температуре);
K2SO3· 2H2O = K2SO3 + 2H2O (при 200 ° С);
CaCl2· 6H2O = CaCl2 + 6H2O (при 250 ° С).
2) Если же в кристаллогидрате связи между молекулами воды и другими частицами близки к химическим, то такой кристаллогидрат или дегидратируется (теряет воду) при более высокой температуре, например:
Al2(SO4)3 · 18H2O = Al2(SO4)3 + 18H2O (при 420 ° С);
3) Существуют кристаллогидраты, из которых удалить воду вообще невозможно без разрушения структуры, например:
2{FeCl3· 6H2O} = Fe2O3 + 6HCl + 9H2O (выше 250 ° С);
2{AlCl3· 6H2O} = Al2O3 + 6HCl + 9H2O (200 – 450 ° С) [2], [6], [14], [39].