Еще одна картина (Машков И., «Синие сливы»). Какая необычная композиция натюрморта! Тарелка с яркими синими сливами стоит в самом центре картины, на столе, она здесь самая главная. Сливы лежат по кругу тарелки, кА бусы. Синий цвет – это какой цвет? (Холодный.) А в центре слив, сверху лежит ярко-оранжево-красный крупный персик. Вокруг тарелки тоже красуются красные, желтые, оранжевые персики. Картина очень нарядная. А какой цвет фона и стола? (Серовато-белый.) Он не мешает видеть фрукты, а наоборот, подчеркивает их красоту. Фрукты как бы ведут дружный хоровод, любуются друг другом. Видите, как по-разному и интересно можно составить натюрморты. А сейчас вы вернетесь к своим столам и попробуете сами составить натюрморт
После того как дети составят натюрморты, воспитатель предлагает найти для каждого натюрморта подходящий по цвету фон (ткань, бумагу) – так, чтобы натюрморт не сливался с фоном, выглядел нарядно.
Полюбовавшись вместе с детьми составленными натюрмортами, воспитатель предлагает детям сделать набросок натюрморта карандашом (дети выбирают натюрморт по желанию).
- После того как художник составит натюрморт, он делает его легкий набросок карандашом на бумаге или холсте, а уже потом пишет красками. Вот и вы сейчас попробуйте сделать набросок. Я расскажу, как это делать.
Сначала нужно решить, как расположить лист бумаги – вертикально или горизонтально, чтобы вся композиция поместилась на лист. Затем надо определить, где и как расположены предметы (в центре, сбоку, вверху, внизу), сколько пространства занимают ваза, цветы (или тарелка, фрукты). Легким движением карандаша делаем общий набросок формы предметов.
Пока дети делают наброски, звучит негромкая музыка. Воспитатель помогает детям советом, поощряет их. В конце занятия все наброски раскладываются около того натюрморта, с которого их делали. Воспитатель оценивает работы, отмечая наблюдательность детей.
На следующем занятии дети могут писать натюрморты акварелью. При этом советует использовать сначала светлые цветовые тона, а затем более яркие и темные, предлагая составлять необходимый цвет на палитре и с палитры переносить его на бумагу.
Закрепляя представления детей о композиции, хорошо провести занятие по выполнению аппликации натюрморта. Для этого в качестве натуры могут быть даны другие объекты. Можно использовать художественно-развивающую игру «Узнай натюрморт и по людям» для этого нужно подготовить схемы к уже знакомым детям натюрмортам и новым. Модель представляет собой графический рисунок композиции натюрморта [16, C. 100].